Кино

Новая цель репрессивной машины. Эффективны ли блокировки аниме и нужны ли они вообще?

Цензура издавна является предметом жарких споров в обществе. Кто-то поддерживает ее и хочет запретить все и вся. Кто-то считает идею цензуры абсурдной, возводя в абсолют ценность свободы слова. С появлением интернета информационное пространство расширилось как никогда, и вопрос цензуры стал стоять лишь острее. 

Позиция прокуратуры. Влияние «жестокого» контента: нужны ли блокировки? 

Недавно в Петербурге прошли слушания по искам о запрете ряда аниме (прим.: произведений японской анимации) в России. В списке картин на проверку присутствуют такие популярные, как «Наруто», «Тетрадь Смерти» и «Токийский Гуль». По мнению прокуратуры, сериалы содержат информацию, которую запрещено распространять на территории России. В частности, «жестокость, убийства и насилие». На данном этапе заявление прокуратуры выглядит не объективно. Во-первых, какую именно «запрещенную информацию» содержат произведения. Во-вторых, перечисленное после слов «в частности» присутствует в каждом втором произведении, причем, очевидно, не только в сфере кино и анимации.  

Как пресс-служба судов описала «Тетрадь Смерти» 

«Тетрадь смерти» о том, как богу смерти стало скучно. Аниме с летающими частями тела, физическим и психическим насилием, нетрадиционными сексуальными отношениями, сценами, демонстрирующими в натуралистическом виде гибель людей и возможные варианты взаимоотношений7

Когда речь идет о запрете чего-то, в любых подобных сообщениях от ведомств неизменно много гиперболизации и вырванных из контекста деталей, поэтому оставим это без внимания. 

Интересно другое. Человеку, который смотрел анимационную ленту хотя бы раз, сразу бросится в глаза фраза «нетрадиционные сексуальные отношения». В сериале в принципе нет никакой демонстрации «сексуальных отношений». Единственное, что приходит на ум, и в чем многие фанаты ошибочно видят такой же подтекст — сцена с омовением ног после дождя. Которая на самом деле кроме своего сюжетного назначения несет в себе отсылку к Евангелию, а именно к похожей сцене с Иисусом и Иудой. 

Еще более несуразными и дикими кажутся комментарии по поводу «Токийского Гуля».  

Василий Белов, доктор психологических и медицинских наук, прокомментировал аниме так:  
 
«В данном сериале практически формируется установка на садистические наклонности. Из такого человека легко вырастить садиста. Надо понимать, что у нас очень много скрытой психопатологии».  
 
По его мнению, «Токийский гуль» склоняет к каннибализму. В мире проведены уже десятки многолетних исследований связи повышенной вероятности проявления жестокости во взрослом возрасте с частым потреблением контента с демонстрацией жестокости в подростковом. Мнение о том, что видеоигры, мультфильмы или фильмы с демонстрацией жестокости сами по себе не приводят к повышенной агрессии или асоциальному поведению, можно считать научным консенсусом.  
 
«Участие в жестоких видеоиграх не связано с агрессивным поведением подростков» — зарегистрированный отчет из одного из самых влиятельных исследований на тему видеоигр, проведенного под руководством Эндрю Пшибыльского и Нетты Вайнштейн. Это отличный пример. Даже видеоигры, которые подразумевают погружение играющего в действие, как оказалось, не воздействуют на психику человека. Что уж говорить о мультсериалах, где погружение в действие и контроль над ним отсутствуют. 
 
Тем не менее, такие деятели, как Василий Белов, продолжают рассказывать о таинственной «скрытой психопатологии».  
 
Как итог, претензии прокуратуры к сериалам показались многим невменяемыми. Если придерживаться критериев, которых придерживается прокуратура при решениях о необходимости ограничения доступа к контенту, то окажется, что блокировке подлежит львиная доля телеэфира, проката в кино, и в придачу писок школьной литературы. 

Процесс заседания и корень проблемы 

После волны ажиотажа в сети поступили сведения, что блокировки коснутся лишь ряда сайтов, весьма обширного. На них не были приняты меры по недопущению просмотра контента неподходящего возрастного рейтинга.  

Казалось бы, угроза невелика. Сериалы размещены на сторонних ресурсах, или находятся с помощью VPN. Тем не менее, проблема куда более обширная. Государственный аппарат в целом придерживается враждебной ко всему чуждому запретительной политики, а подобные дела раскрывают куда более широкую проблему. На заседаниях по запрету медиапродуктов обвинители ознакомились с медиапродуктом поверхностно, частично. Это можно назвать насмешкой над судебной системой и принципом доказательности.

Мнения против 

Неудивительно, что многие высказались против блокировок. 
 
«Нападки на аниме появлялись в российских СМИ неоднократно, но все они происходят по причине незнания контента. Никаких призывов к суициду в «Тетради смерти» нет. Если и запрещать «Тетрадь смерти», то с таким же успехом можно запретить «Преступление и наказание» Достоевского. Аниме, как и любой вид искусства, затрагивает самую разную тематику. Например, тему атомной бомбардировки Хиросимы- «Босоногий Гэн». Тему издевательств в школе — «Форма голоса». Очень часто это поучительные произведения, пытающиеся художественными средствами обрисовать и разрешить ту или иную проблему.» — японовед, преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Юлия Магера 
 
«Несколько раз смотрел это аниме вместе с дочей — ничего плохого там не увидел. На первый взгляд — захватывающая приключенческая история про дружбу, страхи, подвиг и трудности. Дорогие родители, кто в теме? Может, я не прав, и Наруто, маркировка которого сейчас на ivi, okko и других сервисах 12+, действительно настолько опасен для наших детей, что его нужно запретить? Что-то сомневаюсь.» — Сергей Боярский, депутат Государственной думы РФ 
 
««Дети кровищи насмотрятся и пойдут в свой класс убивать или еще что удумают». Власти ведь и правда считают граждан, особенно несовершеннолетних, недалекими и легко подверженными всяким «влияниям». Кроме того, глядя на то, как стихийно формируется «молодежная политика», кажется, что власть сообразила: молодежь — это естественный враг нынешней абсурдной геронтократии» — Владимир Харитонов, глава Ассоциации интернет-издателей 
 
«Десятки тысяч фанатов сериала никуда не денутся, а лишь погрузятся в deepweb и будут друг другу миниатюрки через закладки продавать. 
Школьники разбираются в Tor лучше прокуроров. Запреты лишь многократно увеличат аудиторию outlaw-сети» — Станислав Селезнев, адвокат 
 
Комментарий Селезнева отлично подмечает отсутствие эффективности данных блокировок. Зачем же тогда инициировать эти бесполезные запреты?  
 
«Сейчас все чиновники смотрят вокруг в поиске, чего бы еще такого запретить. Они считают, что именно подобное поведение может быть востребовано начальством, а пытаться понравиться начальству — у подавляющего большинства чиновников в крови. При этом в первую очередь тенденция проявляется у силовиков, потому что эта сфера основана на дисциплине, иерархии и самодурстве. Государству такое поведение может выйти боком.» — Аббас Галлямов, политолог. 

Материал подготовила Яна Конягина 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *