Хип-хоп в настоящее время — самый популярный и коммерчески успешный музыкальный жанр. На протяжении своей истории он менялся, переплетался с роком, диско, фанком и не только. Разберемся, как музыка подпольных вечеринок стала музыкой больших сцен.
Истоки жанра
Хип-хоп появился во второй половине 1970-х годов в среде чернокожих ребят из Бронкса, района Нью-Йорка. Местные ди-джеи раскачивали молодежь на шумных вечеринках. Их музыка была основана на простом сэмплировании. Эта техника позволяла создавать новые треки из отрывков чужих композиций.
Записанные ди-джей-сеты (выступления) были очень популярны и хорошо продавались. На миксы из сэмплов в стиле фанк и диско первые «эм-си» (англ. Microphone Controller или Master of Ceremony) начитывали рэп. Все это безобразие носило сугубо любительский характер. Хип-хопа, каким мы его знаем, на тот момент еще не существовало.
Первый хип—хоп сингл
На дворе осень 1979 года – в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в исполнении рэп-группы The Sugarhill Gang. 15-минутная композиция буквально взорвала музыкальную индустрию. Именно тогда хип-хоп приобрёл массовый характер. Теперь о нем знали не только местные чернокожие парни, но и большое число американцев и СМИ.
Несмотря на это, новый жанр пока не воспринимали всерьез. Все считали, что это больше похоже на шутку. Композиция была написана случайно собравшейся негритянской группой. Сэмплы для трека были взяты из хита группы Chic «Good Times». Поверх наложили речитатив от трех эм-си.
В итоге родилась первая рэп-композиция, которая сразу заложила основы жанра. Характерные для хип-хопа рифмы и темы: состязания между эм-си, ёрничество, бытовая жизнь и позерство.
The Sugarhill Gang — «Rapper’s Delight»
1980-е: «старая школа» и серьезные темы
В этом десятилетии представители жанра находят совершенно новый звук, ломаный ритм. Это способствует отрыву хип-хопа от диско и фанка. «Брейкбит» вкупе с ямайским дабом (музыкальный жанр, разновидность регги) и европейской электронной поп-музыкой выводят хип-хип на новый уровень.
Первую половину 80-х годов называют «старой школой хип-хопа». Записи музыкантов тех лет стали определяющими для жанра. Видными представителями «старой школы» являются Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa, Kurtis Blow и др. «The Message» в исполнении Grandmaster Flash названа самой влиятельной композицией в истории хип-хопа по версии музыкального журнала Rolling Stone.
Grandmaster Flash – «The Message»
Во второй половине десятилетия музыка усложнилась. Представители жанра хип-хоп стали поднимать более серьезные темы. Голосом «золотой эры хип-хопа» стала группа Public Enemy. Они обрели культовый статус и широкую популярность благодаря своим остросоциальным текстам. К концу 80-х хип-хоп по охвату аудитории можно было сравнить с роком и кантри. В 1988 году Американская академия грамзаписи, управляющая «Грэмми», учредила категорию для рэпа.
Public Enemy — «Fight the Power»
1990-е: «гангста-рэп», соперничество побережий и Эминем
NWA – хип-хоп группа из Комптона, с легкой подачи которой приобретает популярность «гангста-рэп». Это поджанр, который отражал криминальные будни афроамериканского гетто. Самым влиятельным исполнителем 90-х стал Dr. Dre, бывший участник NWA. Вместе со своим протеже Snoop Dogg он создает новый поджанр в хип-хоп музыке — джи-фанк.
Dr. Dre – «Still D.R.E.»
Середина 90-х годов ознаменовалась соперничеством рэперов Западного и Восточного побережий США. Завершилось оно гибелью их лидеров – 2Pac и The Notorious B.I.G. Оба писали тексты о тяжелой жизни в гетто, бедности и криминале. The Notorious B.I.G славился своей свободной, легкой подачей текста (флоу). На фоне трагических событий популярность хип-хопа резко возросла. Он стал отходить от своих корней и становился все более коммерческим.
В конце 90-х в хип-хоп ворвался белый рэпер Эминем. Он приобрёл популярность, как музыкант, возрождающий традиции «старой школы». Его тексты наполнены хитрыми рифмами, социальным протестом и провокациями.
Eminem – «Lose Yourself»
Современность хип-хопа
Хип-хоп мало того, что вышел за пределы негритянских гетто, он вышел за пределы США. Это музыка, которую слушают по всему миру. Музыканты не ограничиваются определенным стилем. Они создают миксы из рэпа и других жанров, экспериментируют с флоу и сэмплами.
В хип-хоп пришли крупные продюсеры и лейблы (англ. record label – торговая марка звукозаписывающей компании). Исполнителей хип-хопа теперь можно встретить в любом уголке планеты, несмотря на изначальный негроцентризм жанра.
Материал подготовила Ирина Штраус