Кино

Развитие жанра хоррор

Популярнейшим жанром в кинематографе по праву считается хоррор, пробуждающий в зрителях целый спектр эмоций. Это один из тех жанров, которые может трансформироваться или вливаться в остальные. 

от лат. horror — «оцепенение, страх, ужас», от англ. horror — «ужас» 

«Седые волосы — это архив прошлого.«

Эдгар Аллан По  

Monster-horror 

Первые фильмы ужасов начали появляться еще в 1890-х годах, когда сценаристы добавляли нотки сверхъестественных событий. Одним из первых фильмов ужасов принято считать “Носферату”. Снятая по величайшему готическому роману Брэма Стокера картина о вампире. Лента вошла в историю, как первая экранизация о вампире, известная в наше время всем и каждому. Немой и черно-белый формат наводил ужас на зрителя. Немецкий режиссёр использовал по максимуму технологии того времени — фильм, снятый полностью в негативе, на стадии монтажа проходил определенные обработки. Например, многие ночные сцены снимались днём, затем на монтажном столе их разрисовывали в синие и чёрные цвета. Так появлялись первые визуальные эффекты. Конечно, сейчас этим никого не удивить. 
Для того времени это был новаторский фильм, который дал старт развитию жанра хоррора. 

Постер “Носферату: Симфония Ужаса”  (1922)
кадр из фильма “Дракула” 1992

 
Многие не верили в успех данного направления в кинематографе. Продюсеры студий думали, что такие фильмы только для людей с крепкими нервами. Кто пойдёт за свои деньги испытывать страх на протяжении 90 минут. Сам Режиссёр Фридрих Мурнау не получил положительного ответа на экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера, поэтому ему пришлось менять имена действующих лиц. «Носферату» становится достоянием в своём жанре, и после его успеха студия Universal создаёт целую линейку фильмов ужасов, персонажи которых входят в серию Universal Classic Monsters (Классическая серия хоррор — фильмов). В собрание входят шедевры 
«Дракула» 1931 г. «Франкенштейн» 1931 г. «Мумия» 1932 г. «Человек-невидимка» 1933 г. «Человек — волк» 1941 г. «Тварь из Чёрной Лагуны» 1954 г. 

Slasher – horror 

Постер “Кошмара на улице вязов” 

Следующим ярким этапом для хорроров стали яркие 80-е. На улицах Америки царят неоновые огни, молодежь увлечена игровыми автоматами и хип-хопом, от кинотеатров веет сладкий запах попкорна. Экраны телевизоров рябят VHS записи клипов, ребята ходят в спортивной одежде, а девушки — на пилатес. 
Тогда и появляются слэшер — фильмы. Посредственные ужастики, где главной особенностью является расправа маньяка с группой подростков. 
Яркие представители слэшеров: Кошмар на улице Вязов 1984 г. 
Техасская Резня бензопилой 1978, Пятница 13 1980, Хэллоуин 1978 г. 

Джейсон Вурхиз — главный злодей серии фильмов «Пятница, 13-е» 

Многие фильмы популярны и до сих пор, ввиду простоты сюжетов и неоднозначных финалов, где зачастую побеждает бессмертный маньяк. Уэс Крейвен — яркий представитель слэшеров. Режиссёр фильмов «У холмов есть глаза» 1977 г. «Крик» 1996 г. использует излишнюю гиперболизацию в своих фильмах, добавляя литры крови из убитых подростков, неумение жертв избежать своей участи. Слэшеры пугают не столько своей атмосферой, сколько переживанием за героя или героиню. Ожидание смерти — хуже самой смерти. 
80-е подарили миру таких культовых персонажей: Джейсон Вурхиз (Пятница 13-е), Фредди Крюгер (Кошмар на улице Вязов), Призрачное лицо (Крик), кукла Чаки (Детская игра), Кожаное лицо (Техасская резня бензопилой) и Майкл Майерс (Хэллоуин). Именно они главные герои. Постарайтесь назвать хотя бы пару имен персонажей из вышеуказанных фильмов. Наверное, не сможете вспомнить, хотя Фредди Крюгера, который стал кошмаром подростков в 9 фильмах, вы точно узнаете. 

Neo – horror  

Кадр из фильма “Маяк” Роберта Эггерса 

Жанр хоррор в наши дни пошел ещё дальше. Небольшое возвращение к истокам и примись философии рождают нео-хоррор. 
Мы живем в самое интересное время, когда технологии развиваются так быстро, что человеческий мозг не успевает за прогрессом. Когда религия теряет своё влияние, когда люди больше не верят в зомби и вампиров. 
Создатели хорроров начинают пугать зрителей реальностью (х/ф «Мы») атмосферой (х/ф «Маяк») и нагнетанием обстановки (х/ф «Солнцестояние»). Современные ужасы даже не боятся высказываться на острые темы. Например, фильм 2017 г. «Прочь», завоевавший Оскара за лучший сценарий. Собственно, именно с фильма Джордана Пила появилась поддержка независимых хорроров со стороны крупных студий.  

*** 

Хорроры продолжают развиваться и привносить что-то новое в жанр. Что самое главное — они получают второе дыхание. Когда детективы продолжают оставаться детективами, а боевики — боевиками, хорроры находят себя в комедиях, фантастике. Хорроры — динамически развивающийся жанр, который пугал и пугает людей. Правда, уже разными методами.  

Материал подготовила Данила Гришечкин

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *