Техника создания коллажа дает широкий простор для творчества. Можно использовать различные материалы: плоские (фрагменты газет, фотографии, ткани, цветную бумагу) и объемные (куски проволоки, дерева; веревки, консервные банки и пр.).
Коллаж сегодня – это целое искусство, имеющее связь с живописью, фотографией и не только.
Основные его свойства — это фактура, цвета и качество исполнения, почти недостижимое обычными графическими материалами. Коллаж способствует развитию чувства меры, активизирует и стимулирует композиционное, пространственное и абстрактное мышление.
Преимущество данной техники заключается в том, что она дает возможность не умеющему рисовать человеку почувствовать себя художником. Позволяет самовыразиться и реализовать свои творческие идеи.
Коллаж обладает некоторыми свойствами, характерными искусству:
- избавляет от боязни чистого листа;
- воспитывает вкус;
- дает возможность дальнейшего творческого развития;
- учит работать руками.
Коллажное искусство совсем молодое. Ему чуть больше ста лет. Техника коллажа была важным этапом размытия границ искусства в ХХ веке. В это время принцип реалистичности был отвергнут. Некоторые дадаисты считали, что в век фотографии бесполезно изображать реальность, поскольку в результате мы получим просто изображение.
Первооткрывателем коллажа принято считать французского художника, основателя кубизма Жоржа Брака. Он использовал в своей работе оригинальный прием – наклеивание на картон полосок окрашенной бумаги. Чтобы фактура получалась более эффектной, художник добавил в краску песок.
Спустя время к Браку присоединился Пабло Пикассо, и в течение нескольких лет художники работали вместе. В дело шли клочки газет, обрывки обоев, плакатов и куски тканей. В результате творческого поиска выяснилось, что самые обычные и непривлекательные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся очень выразительными. Первой работой Пикассо в технике коллажа считается «Натюрморт с плетеным стулом».
Картины, созданные из этикеток, фотографий и других материалов шокировали публику. Но искусство коллажа продолжало развиваться несмотря на это.
Французский поэт и прозаик Луи Арагон был близок с дадаистами, художниками, которые тоже использовали эту технику создания картин. Он говорил, что коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи. Он был прав. Теперь у живописи появился еще один соперник.
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. Он расширил сферу используемых для создания картин материалов и предметов. Его небольшие произведения состояли из автобусных билетов, этикеток, купонов.
В России коллажным искусством занимались Д. Бурлюк, М. Ларионов, Ю. Анненков.
Авангардный поэт А. Крученых, испытав свои силы в создании беспредметных коллажей, приступил к созданию книги «Вселенская война». Над которой он вместе с художницей О. Розановой работал как поэт и художник. Он использовал коллажи, основанные на соединении клеек и типографского шрифта. Здесь впервые в книжной графике введены геометрические абстракции, предвосхищавшие технику супрематизма.
И сейчас, уже в XXI веке, это искусство продолжает развиваться. С появлением компьютеров люди начали создавать цифровые коллажи, выполненные в специальных программах. Но сейчас есть немало художников, которые продолжают создавать бумажные картины в поисках нового.
Материал подготовила Ксения Шевцова