Культура

Иммерсивный театр: что это и зачем он нужен

Театральное искусство находится в постоянном поиске, движении. Оно всегда развивается, совершенствуется. При этом нельзя отрицать тот факт, что вкусы и привычки одного поколения становятся неактуальными для следующего. В веке информационных технологий все сложнее удержать внимание аудитории. Сфера развлечений не стоит на месте и меняется с невероятной скоростью. Театр вынужден конкурировать с кино, телевидением, Интернетом.  

Как зрители превратились в актеров 

Все знают о таком термине, как «четвертая стена». Актёр, играющий на сцене, возводит для себя четвертую, иллюзорную стену. Невидимую грань между собой и зрителем. Однако в начале XXI века в поисках новой формы коммуникации с аудиторией ее стали разрушать. Появился «иммерсивный театр», где актеры начали  спонтанно взаимодействовать со зрителями, а ещё спустя некоторое время они подняли гостей с мест, стали водить за собой. 

История развития иммерсивного театра 

Термин «иммерсивный» произошел от английского слова immersive — «обеспечивающий эффект присутствия». Иммерсивный театр — один из самых молодых видов театрального искусства. Его массовая популярность началась в Америке. В 2000 году театральная компания  «Punchdrunk» (Панчдранк) поставила спектакль, в основе сюжета которого лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Все действия происходили в заброшенных армейских казармах. 

Далее эта же компания сделала постановку «Sleep No More», в основе которой лежит пьеса «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль играли в заброшенном отеле, и все зрители при входе надевали венецианскую маску.  

Выбор места был не случайным. Идея заключалась в том, чтобы погрузить зрителя в ту ситуацию, в которую в обычной жизни он вероятнее всего попасть не сможет. Благодаря этому было создано определенное эмоциональное состояние. Помещение, где играли Шекспира, было разделено на большое количество комнат, в каждой из которых одновременно происходили различные действия. Гости могли свободно перемещаться по пространству наравне с актерами.  

Иммерсивный театр в России 

В Россию, разумеется, данный феномен пришел позже. В 2014 году в Центре им. Мейерхольда был поставлен иммерсивный спектакль «Норманск» по  роману Стругацких «Гадкие лебеди». Пять этажей центра превратились в Норманск — постапокалиптический город будущего. Этот спектакль можно назвать нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра.  

Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа «Дубровский» Александра Пушкина. Для него был арендован особняк Спиридонова постройки XIX века. Почти на целый год он превратился в «дом Троекурова» из романа.  

Особенности иммерсивного театра 

Рассматривая подробнее особенности иммерсивного театра, стоит отметить, что он разделяется на два вида. Энвайронмент (от англ. environment – «окружающая среда») и променад (от фр. promenade – «прогулка»).  

Для первого вида характерное место действия – заводы, строящиеся здания, берег канала, торговые центры, памятники и музеи. Задача зрителя – по-новому раскрыть сюжет через изучение пространства.  

Для второго характерна форма экскурсии, квеста или путешествия (у нас его также называют «бродилка»). Задача зрителя – раскрыть сюжет во время прохождения приготовленного режиссером маршрута.  

Оба вида должны вывести зрителя из зоны комфорта и пассивного наблюдения, дав ему роль активного участника происходящего. 

Иммерсивный спектакль предполагает полное погружение зрителя в действие. Вместо того, чтобы несколько часов просто сидеть, он может свободно бродить среди декораций, взаимодействовать с актерами и выбирать ту часть постановки, за которой он хочет следить. Таким образом, аудитория становится соучастником действий. Иногда гости могут проявлять инициативу. Во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают ему глаза, обнимают, приглашают к совместному действию.  

Иммерсивный театр притягивает тем, что позволяет оказаться в другой реальности. В этом направлении он близок к другим современным культурным практикам (кино, телевидение, видеоигры и т.д.). Иммерсивный театр соответствует духу эпохи. И самое главное, он конкурентоспособный и помогает чувственно воспринять современную реальность. В этих постановках задействованы все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Благодаря этому зритель получает на таком спектакле незабываемый эмоциональный опыт.  

Материал подготовила Мария Семенова  

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *