Основа возникновения акмеизма – своеобразная реакция на символизм. Поиск новой эстетики, обоснование новой культуры, нового человека, нового поэтического стиля и нового жизнеутверждения. Популярность акмеизма пришлась на десятые годы двадцатого века. Acme переводится с греческого, как расцвет, вершина цветения, высшая степень.
Особенность времени
Существовавший в то время «Цех поэтов» (организация литераторов, сосредоточенных на обсуждении приемов литературного мастерства и анализа поэтического текста), пытался создать свою академию стиха. Акмеизм был как раз родом новых вкусовых ощущений, поэтому привлекал многих поэтов. Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий — все эти писатели были главнейшими адептами акмеизма.
Акмеисты обратили внимание на землю. Символизм – небо, акмеизм – земля и бытовая трёхмерность. У акмеизма не было новых философских ориентиров. В основе познания – интуиция и ощущение, как у символистов. Акмеизм был философией сенсуализма (Джон Локк, Анри Бергсон). Интуиция у акмеистов – это колебание единицы времени. Новым в акмеизме была декларация вещи. Вещь – это не символ, а концентрат бытия. Вещный мир акмеизм представлял в плоскостном изображении, а не в пространственном. С категорией вещи тесно связана категория времени. Время – конкретная данность в конкретном пространстве. Акмеистов интересовала секундная стрелка.
Карнавал поэтов
У акмеистов появляется новая категория – игра. Игра как некий эстетический принцип. Маскарадность, маска. Герои – Арлекин, Пьеро. Лирический герой был носителем маски. Для акмеизма характерно новое понимание слова. Поэты-акмеисты бережено и ревниво относились к слову, которое мыслилось исключительно в контексте культуры. Природа слова – эллинистическая, и имеет дар прорастания. У Анны Ахматовой даже камень мог прорастать. Для творчества акмеистов характерен широкий культурный контекст. Гумилёв называл Шекспира, Данте, Рабле своими учителями.
В поэзию акмеизма входила архитектура, готика, логика. Целью акмеизма было строительство. Построение духовного храма на земле. В этом течении присутствуют пластика и скульптура, скульптурное запечатление слова. Акмеизм отличается широкой стилизацией, в основе которой – эстетика Возрождения. У Ахматовой двойник лирической героини – фольклорный. У Кузьмина – стилизация под античность («Александрийские песни»). Вне направлений были Борис Пастернак и Марина Цветаева.
Когда проявилась несостоятельность символизма – индивидуализм не был спасительным! Начало формироваться соборное мышление. Индивидуализму символистов было противопоставлено желание «жить в миру». Михаил Кузьмин считал главным признаком акмеизма «прекрасную ясность». О зарождении и влиянии акмеизма на русскую литературу писали Николай Гумилёв в «Наследии символизма и акмеизма» и Сергей Городецкий в «Новом течении в современной русской поэзии».
На стыке течений
В двадцатые годы, как бы в противовес пролетарской поэзии, шлифовалась формальная школа. Гумилёв считал, что «символизм был отцом акмеизма», при этом предъявлялись высокие требования к технике стиха. Поэт должен был стать мастером и блестяще владеть словом, передающим мысль. Гумилёв внёс в поэтику акмеизма рыцарство и мужественность: «Какое счастье быть поэтом… Россия – единственная страна, где убивают за поэзию».
Идеал мужества, прозвучавший у Николая Гумилёва, в полной мере проявился в жизненном опыте у Анны Ахматовой. Она произнесла своё классическое слово, гибкое, прозрачное, весомое. Осип Мандельштам, обладавший исторической памятью, античностью (эллинизмом) мышления, осознавал себя наследником богатейшей культуры всего человечества. В двадцатые годы эти поэты, пройдя школу «прекрасной ясности» акмеизма, обрели каждый собственный путь.
Поэзия акмеизма – это живопись, чеканка в слове. Некоторые стихи можно сравнить с фламандским натюрмортом.
Георгий Иванов «Ваза с фруктами»
Тяжелый виноград и яблоки, и сливы —
Их очертания отчетливо нежны —
Все оттушеваны старательно отливы,
Все жилки тонкие под кожицей видны.
Над грушами лежит разрезанная дыня,
Гранаты смуглые сгрудились перед ней;
Огромный ананас кичливо посредине
Венчает вазу всю короною своей.
Ту вазу, вьющимся украшенную хмелем,
Ваяла эллина живая простота:
Лишь у подножия к пастушеским свирелям
Прижаты мальчиков спокойные уста.
Акмеизм воспевал мир в его многообразии, яркости и мрачности, неповторимости, полнокровности и сложности. Всё в этой жизни значимо, всё имеет свой смысл, назначение. Жизнь самоцельна и самодостаточна. Акмеизм представлял собой огранённое слово, многозадачность и ясность значений, чёткость представлений и многомерность мира.
Материал подготовила Анастасия Васина