Культура

Петр Ильич Чайковский – гений или сумасшедший? Музыкальные произведения, прославившие композитора на весь мир

Петр Ильич Чайковский – знаменитый русский композитор, яркий представитель музыкального романтизма в России XIX века. Творчество Чайковского весьма разнообразно: романсы, оперы, сюиты, концерты, симфонии, балеты и т.д. Композитор писал музыку, как чувствовал сам. Он никогда не хотел стать реформатором, открыть новый жанр или новые формы, которым бы потом пришлось следовать другим представителям музыки. Нет, Петр Ильич просто писал свою музыку. 

Важное место в произведениях он уделял лирике. Она достаточно широко понимаема, излучает свои способы выражения. Посетив Европу, Чайковский пытался в своей музыке передать композиционные принципы и техники западноевропейского романтизма. Соединив две разные техники, Петр Ильич создал музыку, отличающуюся своей необычностью и ярко выраженной спецификой. Композитор в свое время являлся как бы посредником между западным стилем и русской национальной школой. Однако он всегда оставался верен идеалу универсальной красоты музыки, опираясь на объективные каноны традиции. 

Не все принимали и понимали стиль написания музыки Чайковского. Не все воспринимали музыкальные произведения композитора, ставшие известными на весь мир. Но Чайковский оставался верен себе и своему чутью. Благодаря этому мы можем наслаждаться прекрасными произведениями по сей день.

Новая жизнь для музыки балета 

Петр Ильич Чайковский считается реформатором в мире музыки. Композитор дал новую жизнь произведениям для балета. В XIX веке он не считался серьезным музыкальным жанром, таким как опера, симфония или концерт. Для русских композиторов того времени было даже несколько оскорбительно писать музыку для балета. Чайковский считал по-другому, он всегда серьезно относился к этому жанру. Тогда композитор и начал свои исторические преобразования балетной музыки. 

«Балет — та же симфония», — говорил Чайковский. Чтобы войти в семью искусств, ему необходима была музыка самого благородного назначения, самых высоких устремлений. Композитор преобразил балетную музыку, он превратил ее в нечто большее, чем просто сопроводительного элемента для танца. Петр Ильич сделал так, что не музыка должна следовать и подчиняться танцу, а наоборот, танец должен слушать музыку и подстраиваться под нее. 

Новаторство Чайковского заключалось в симфонизации балета. Композитор насытил партитуру напряженным тематическим развитием и единством, присущим ранее только инструментальной и оперной музыке. При этом он оставил все специфические черты собственно танца и танцевального действия. При этом Чайковский придавал большое значение сюжету балета, его действию и системе образов. 

Породнив балетную музыку с симфонической, Петр Ильич породнил и их героев. Этим самым он нанес сокрушительный удар игрушечности и кукольности балетных персонажей. Благодаря музыке композитора балетные герои сделались носителями духовной, а не только физической красоты, приобрели способность в ходе действия выражать свои идеалы, бороться за свои чувства.

Первый свой балет «Лебединое озеро» Петр Ильич написал в 1876 году. Первая постановка прошла в Москве в 1877 году. Она была встречена отрицательно. На самом деле зрители не поняли драматической силы музыки Чайковского. Дело было в поставленной посредственным московским балетмейстером Рейзингером оригинальной хореографии. Она была критически воспринята, имела плохие отзывы в прессе и фактически провалилась. 

Вторая постановка состоялась в 1895 году. Желая почтить память умершего Чайковского, брат Петра Ильича, Модест Чайковский, и известный балетмейстер Мариус Петипа взялись за редакцию балета. Эта версия имела успех, и музыка Чайковского, хоть уже и после его смерти, получила свои заслуженные овации.

Реквием Чайковского – Шестая Патетическая симфония 

Шестая Патетическая симфония была последним произведением, написанным Петром Ильичом. Впервые она была исполнена за девять дней до смерти композитора. Сам Чайковский считал ее лучшим произведением в своей жизни. 

«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры… Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове… Надеюсь не умереть, не исполнив этого намерения». 

Чайковский возлагал на эту симфонию большие надежды. Он считал, что в написании этой музыки перепрыгнул самого себя. Однако публика не разделила взглядов композитора и не была столь очарована произведением, как на это рассчитывал сам Петр Ильич. 

«Но с этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением». 

После первого исполнения в октябре 1893 года в Петербурге, где за дирижерским станком стоял сам автор, Чайковский назвал ее «Патетической». Эта симфония является музыкальным обобщением извечного трагического противоречия жизни и смерти. Уже после смерти Петра Ильича шестую симфонию стали называть «предсмертной». Хотя до скоропостижной смерти композитора она таковой не являлась. Патетическая симфония могла стать новым началом в музыкальной карьере Чайковского. Однако сам автор признал, что его последнее произведение наполнено размышлениями о смерти. 

Эту симфонию, как и балет «Лебединое озеро», признали только после ухода композитора из жизни. Трагическая и внезапная смерть Петра Ильича сыграла особенную роль в осознании истинного смысла музыки. Через некоторое время после прощания с автором, произведение прозвучало еще раз под руководством Эдуарда Направника. Музыка была оценена по достоинству и признана одним из лучших симфонических произведений эпохи. 

«…Последняя моя симфония проникнута настроением очень близким к тому, которым преисполнен «Реквием». Мне кажется, что симфония эта удалась мне, и я боюсь, как бы не повторить самого себя. Эта симфония завершение всей моей сочинительской карьеры…», — говорил сам Петр Ильич Чайковский.

Материал подготовила Валерия Рублевская 

(В статье использованы материалы из книги В.А. Цуккермана «Выразительные средства лирики Чайковского», Ю.И. Слонимского «П.И. Чайковский и балетный театр его времени», «Лебединое озеро П.И. Чайковского» и «Большой энциклопедии музыки» Гвидо Боффи). 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *