Без рубрики

Зимний Дворец: история

Зимний дворец – парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. 

Изначально это был всего лишь Зимний дом, который соорудили для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Он представлял из себя двухэтажное здание с черепичной крышей и высоким крыльцом.  

В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для императора новый дворец, однако Анна Иоановна не захотела в нем поселиться, поскольку, он показался ей слишком мал. И тогда, правительница поручила создание нового Зимнего дворца Доменику Андреа Трезини.  

Позже императрица Елизавета Петровна решила, что нужен новый проект здания. Такой, который затмит роскошные дворцы европейских монархов. Приказ на строительство был отдан известному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. 

Чтобы сэкономить, для основы мастер планировал использовать прежние постройки, но так как правительница желала увеличить высоту здания с 14 до 22-х метров и отказывалась переносить место строительства, Растрелли пришлось снести старый дворец и прям там же возвести новый. Окончательно проект был утвержден в 1754 году.  

Долгое время Зимний дворец считался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещающий сооружать в столице помещения выше императорской резиденции.  

Георг Иоганн Маттарнови (1677-1719 гг.) 
Доменико Трезини (1670-1734 гг.) 
Франческо Растрелли (1700-1171 гг.) 

Барокко Елизаветы

Дворец создан в стиле так называемого елизаветинского барокко. Это четырехугольник с огромным внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками. Балюстрада кровли уставлена десятками шикарных ваз и статуй. Поскольку несколько раз происходила реконструкция, элементов барокко сохранилось крайне мало. В интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы, в украшении Большой церкви. Но, к сожалению, ее разорили, и на данный момент, единственное, что напоминает о ней- плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.  

После прихода на престол в 1762 году Екатерины II, Растрелли был отправлен в отставку, потому как правительнице не приглянулся его стиль. Следующие мастера уничтожили Тронный зал и воссоздали новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги возвели Георгиевский (Большой) тронный зал, а уже в конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.  

Переломный момент революции 1917 года

Уже в первые дни Революции огромное количество ценностей Зимнего дворца были похищены матросами и рабочими. Через несколько дней Советское правительство осознало, что здание нуждается в сильной и хорошей охране. Примерно через год дворец отдали под музей Революции и поэтому часть интерьера пришлось перестроить. Романовская галерея с портретами императоров и их семьями была разрушена, Николаевский зал стал залом для просмотра кино. В 1922 году самая малость здания принадлежала Эрмитажу и только к 1946-му Зимний дворец вошел в состав музея.  

Во времена Великой Отечественной войны помещение дворца пострадало от авианалетов артобстрелов. Большая часть экспонатов была отправлена на хранение в Ипатьевский особняк.  

Лохматые защитники

В 1745 году из Казани прислали пушистую армию, задача которой-избавление от прожорливых крыс, портящих предметы искусства. Несмотря на то, что Екатерина II кошек не любила, усатых стражников все же оставила. Во времена блокады крысы особенно подпортили интерьер Зимнего дворца, потому как все кошки в городе вымерли. Как только закончилась война в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с зубастыми вредителями.  

С начала правления Елизаветы Петровны у каждого мохнатого охранника имеется собственный паспорт и их регулярно осматривал ветеринар.  

Материал подготовила Катерина Борисова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *