Культура

Жизнь и творчество Густава Климта

Густав Климт известен во всем мире, как австрийский художник. Его считают одним из основоположников европейского модерна.  

Буквально с рождения, его путь был предопределен. Климт родился в семье гравера и ювелира, и с самого раннего возраста испытывал интерес к искусству. Он получил академическое образование в Вене и достаточно долго писал в соответствии с его канонами. За оформление венского театра и музея Климт в возрасте 26 лет получил императорскую награду. Вскоре после этого Густав возглавил бунт молодых австрийских художников Fin de siècle против рутины академического искусства. Критики часто осуждали и смеялись над работами Густава. Однако он до самой смерти оставался любимцем публики, которая охотно раскупала его картины. 

«Смерть и жизнь»

Особенности творчества художника Густава Климта заключается в его женских образах. Мастер вдохновлялся обнаженной  женской натурой, и едва ли его можно было назвать извращенцем. Климту удавалось изобразить каждую женщину откровенно сексуальной и чувственной, но при этом избежать пошлости и вульгарности.  

«Обнаженная истина»

В конце 90-х годов XIX века в его творчестве начинается так называемый «золотой» период. Произведения этого периода, написанные с использованием настоящего сусального золота, стали самыми знаменитыми и дорогими работами модерниста. Такие картины, как: «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Юдифь и Олоферн», «Афина Паллада», «Даная», «Обнаженная истина», «Три возраста женщины». 

«Даная»

Стоит отметить, что не каждому художнику удавалось в 20 лет достигнуть той популярности, которая обрушилась на Климта. Он не нуждался в деньгах, что позволяло ему быть разборчивым в выборе заказов. Его всегда окружали восторженные поклонники, любимые женщины и боготворившие его молодые коллеги. 

«Юдифь и Олоферн»

Революция творчества Густава Климта  

В 1898 году в столице Австрии состоялась первая выставка Венского сецессиона (независимого объединения художников). Они бросили вызов канонам традиционного искусства. Отстаивая ту идею, что всякое искусство зиждется на основах свободы творческой мысли. Успех был колоссальным. Выставку посетили более 60 тысяч зрителей. Австрийцы наконец-то получили возможность увидеть работы французских импрессионистов и венских модернистов. Однако, консервативная публика не была готова ко всем произведениям. В частности, к работам президента Венского сецессиона Густава Климта. Критики и зрители были обескуражены обнаженными, своеобразными по форме силуэтами. Что, конечно, отличалось от канонов итальянского искусства. Особенно недовольными оказались представители венского высшего общества. Они даже предлагали посадить Климта в тюрьму или выслать из страны. 

В то время по всей Европе начали появляться подобные объединения, дабы освободить искусство от рамок конформизма. Модернисты понемногу отвоевывали себе право быть увиденными и признанными. И Климт, художественный стиль которого в этот период стал неумолимо трансформироваться, как и многие, мечтал избавиться от навязываемых ему правил и требований.  

На каждый злобный выпад художник Густав Климт реагировал еще более эпатажной картиной. В 1899 году он представил публике «Обнаженную истину», пугающую своей откровенной наготой, прорисованной во всех анатомических подробностях. Густав Климт даже посвятил своим оппонентам отдельную картину, которую так и назвал – «Моим критикам» (1901-1902). Внушительную часть холста занимает пышнотелая рыжеволосая красавица, повернувшаяся к зрителю «пятой точкой» и хитро поглядывающая на него через плечо. Позже мастер дал полотну название «Золотые рыбки». 

После скандала с картинами для Венского университета Густав Климт перестал брать крупные государственные заказы. Художник успел накопить довольно приличную сумму денег и вполне мог позволить себе писать только то, что было ему интересно. Несмотря на недвусмысленный эротизм многих полотен, публика принимала их более чем благосклонно. Даже самые спорные картины Густава Климта моментально находили покупателей. Именно работы «Золотого периода» («Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Бехтовеновский фриз», «Древо жизни») принесли художнику наибольшую известность, позволили ему выработать и отточить собственный неподражаемый стиль и сделали Климта национальным достоянием Австрии. 

«Поцелуй»

Пейзажи 

«Цветущий сад»

Еще одним любимым жанром Климта были пейзажи. Писал он их в основном летом во время отдыха на озере Аттерзе. Они позволяли художнику отрешиться от городской суеты и переключиться на нефигуративную живопись, и при этом сохраняли все черты узнаваемого стиля Климта.  Как и большинство своих картин, Густав Климт писал их на квадратных холстах. Он считал, что такая форма позволяет бесконечно расширять пространство во всех направлениях. В последние годы художник почти полностью переключился на пейзажи. Первая мировая война повлияла на стиль Климта, сделав его полотна более мрачными и тревожными. В это время его больше интересует цвет и орнамент, нежели узнаваемые формы. Однако нового, возрожденного Климта публике увидеть было не суждено. Художник скончался в возрасте 55 лет после перенесенного инсульта. 

«Бремя страстей человеческих» в картинах Густава Климта 

Следует отметить, что нет конкретных подтверждений о бурной жизни художника. Ходят легенды о большой популярности Климта среди женщин. Одна молодая художница утверждала, что он преследовал ее до самой Венеции, чтобы добиться взаимности. Ходят слухи, что он спал практически с каждой своей натурщицей. Благо, в них у художника недостатка не было. Знатные женщины буквально выстраивались в очередь в мастерскую Климта, чтобы заполучить портрет его работы. Многие славили его альфонсом, однако смотря на чувственные картины гения, нельзя не заметить в них нежности к женскому существу.  

По разным данным, Климт стал отцом от четырнадцати до сорока детей от разных женщин. Некоторых из отпрысков он даже признал официально. Тем не менее, художник ни разу за всю жизнь не связал себя узами брака. Несмотря на довольно скромную в целом жизнь, страсть к женщинам была единственным его наркотиком, в которой он не мог себе отказать. 

Моральных рамок не существовало для Густава. Он не пренебрегал общением с женщинами «древнейшей профессии». Так Климт заболел сифилисом, одним из самых распространенных недугов в Европе конца XIX – начала XX века. 

На вес золота 

Несмотря на множество романов и интрижек в жизни  Густава Климта, были и те, кем он дорожил всю жизнь. Первой была мать художника – Анна Климт. Она мечтала профессионально заниматься музыкой и путешествовать по миру с концертами, но этому не суждено было сбыться. После замужества и рождения семерых детей, Анна решила полностью посвятить свою жизнь семье. Она не выходила вместе в свет с Густавом и не пыталась приписать себе часть заслуг Климта. Она тихо и незаметно жила в доме сына, заботясь лишь о том, чтобы у него всегда был горячий обед и чистая одежда. Сам художник принимал это как должное, хотя никаких особенных капризов у него не было. Увлекаясь работой он часто забывал поесть, и любой другой одежде предпочитал традиционную синюю блузу мастера.  

Была в жизни Климта и еще одна женщина, привязанность к которой он пронес через всю свою жизнь. Именно к ней он неизменно возвращался после очередного любовного приключения, именно рядом с ней находил покой. Этой женщиной была Эмилия Флёге.  

Эмилия и Густав

Они познакомились в начале 1890-х, когда брат Климта Эрнст женился на сестре Эмилии Хелене. Но уже в 1892 году Эрнст скончался (а незадолго до этого умер и отец художника). И на плечи Густава легла забота о семье, в том числе и вдове брата с маленькой дочерью. В этот период он и сблизился с Эмилией. Каждое лето они проводили вместе на озере Аттерзе, изредка вместе путешествовали и проводили вместе все свободное время. 

Однако Климт написал только пару портретов Эмилии. Отдельного внимания заслуживает полотно 1902 года. Отдавая дань любимому делу женщины, художник облачил ее в наряд со сложным орнаментальным узором в своем «фирменном» стиле. Но важнее в этой картине то, с какой тщательностью прописаны лицо и руки Эмилии. Исследователи полагают, что такая тонкая детализация говорит о том, что он знал это лицо и руки досконально. 

Биографы до сих пор не могут сойтись во мнениях относительно того, какие же отношения связывали Климта и Флёге. Одни утверждают, что она была его постоянной любовницей, на которой он так и не удосужился жениться. Другие же уверены, что их связь была исключительно платонической, и именно поэтому Эмилия не родила мастеру ребенка. Как бы там ни было, отношения Климта и Флёге продлились 27 лет. И, по свидетельствам очевидцев, последними словами художника после сразившего его инсульта была просьба послать за Эмилией. 

Материал подготовила София Манжара 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *