Фовизм считается направлением в искусстве, которое собрало основные черты импрессионизма и его производных. Фовизм (произошло от фр. fauvisme, от fauve — дикий, хищный, критик Луи Воксель) — авангардистское течение во французской живописи начала 20 века.
В определенном смысле фовизм объединил в себе яркие цветовые эксперименты пост- и неоимпрессионизма и «одномоментность» импрессионистских работ. Стал неким синтезом этих художественных направлений.
Следуя за предшественниками, фовисты отказались от привычных «трехмерных» изображений и стали создавать новое художественное пространство, используя плоские области и цветовые пятна. Фовизм часто сравнивают с немецким экспрессионизмом, который появился приблизительно в это же время и тоже вырос из постимпрессионизма.
Матисс берет использование чистого цвета и организацию картинной плоскости посредством контрастов дополнительных цветов, что придает картине колористическую напряженность.
Он прибегает и к другим основным приемам постимпрессионизма. У Гогена и Ван Гога заимствует плоские, немодулированные участки и толстые контуры, образующие собственный ритм. У Сезанна – концепцию изобразительной поверхности как объединяющего поля, где всё, включая неокрашенные белые участки, играет конструктивную роль, усиливая энергию картины.
Картина «Открытое окно»
Вероятно, самая знаменитая фовисткая картина. Откровенно демонстрирует лежащие в ее основе приемы. Можно легко выделить пары дополнительных цветов, которые структурируют ее, заставляют вибрировать и визуально расширяться, не давая глазу остановиться ни в одной точке.
Матисс также сформулировал принцип, которым будет руководствоваться всю жизнь: «Один квадратный сантиметр синего любого оттенка не такой синий, как квадратный метр того же синего». (качество=количество)
Картина «Радости жизни»
Матисс тщательно, в самой что ни на есть академической манере выстроил композицию, сначала установив декорации по наброскам, сделанным в Коллиуре. Затем вписал в них одну за другой фигуры и группы фигур, проработанные отдельно. Никогда прежде в таком масштабе и с такими яростными контрастами, никогда контуры, тоже написанные яркими красками, не были столь мощными. Никогда анатомия не подвергалась такой «деформации», сплавляющей воедино текучие, словно ртуть, тела. Разве что в гравюрах Гогена, которые Матисс еще раз посмотрел до написания картины. Этой картиной Матисс определенно хотел начать новую страницу в истории европейской живописи.
Знаковыми фигурами именно в фовизме были художники Анри Матисс и Андре Дерен.
Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусстве на протяжении многих лет. Просуществовавший сравнительно недолго, он оказал влияние на восприятие некоторых ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.
Материал подготовила Баканычева Наталия