Культура

Вечный импрессионизм

Финальным аккордом в знакомстве с современным искусством станет рассказ об импрессионизме. Именно импрессионизм стал первым направлением, которое положило начало современному искусству. 

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века.  

Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города. Запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры.  

Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных». Он раскритиковал работы живописцев, а их самих назвал «впечатлистами» — то есть «импрессионистами». Леруа даже придумал историю про двух посетителей выставки, которые сошли с ума, увидев картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».  

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Художников «Салона отверженных» возмутил текст журналиста. И в знак протеста они сами стали называть себя обидным, как казалось Леруа, прозвищем «импрессионисты». 

Особенности направления 

Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобретали новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, и вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки. 

Художники-импрессионисты постоянно экспериментировали с техникой. Например, чтобы исследовать свойства света и тени, Клод Моне создал целую серию картин «Стога». Он писал один и тот же стог сена в разное время суток.  

Клод Моне «Стога»

Импрессионизм в России 

В России импрессионизм появился на рубеже XIX–XX веков. Одна из первых русских картин в этом направлении — «Портрет хористки» Константина Коровина.  

Константин Коровин «Портрет хористки»

Импрессионистами были Валентин Серов, Архип Куинджи и Исаак Левитан. В отличие от французских художников они почти не писали городские пейзажи, а чаще обращались к деревенским сюжетам.  

Для картин русских импрессионистов характерна этюдность, незавершенность. Алексей Саврасов, ученик Константина Коровина, писал: «Пейзаж не писать без цели… в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку». 

Приемы импрессионистов 

Импрессионисты добиваются особой подвижности изображения несколькими приемами:  

  • в поисках игры света отказываются от темных теней; 
  • избавляют предметы от контуров и сливают их с окружающей средой; 
  • подвергают локальный цвет воздействию воздуха — одна краска вводится в пространство другой отдельными видимыми мазками; 
  • отбрасывают лишние детали, которые быстрый взгляд не может схватить.  

Клод Моне, оказавшись в Венеции, недоумевал, как художники вообще умудрялись прописать кирпичную кладку далеких зданий, если ее не видно сквозь влажный, плотный венецианский воздух. 

Особенности импрессионизма: 

  • конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;  
  • акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях; 
  • сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится; 
  • визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости;  
  • жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен. 

Перерождение импрессионизма 

«Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его», — говорил Анри Канвейлер 

Главным теоретиком нового искусства, самым прозорливым и талантливым учителем-импрессионистом был Камиль Писсарро. Он поддерживал тех учеников, к которым остальные относились с презрением, без него вряд ли состоялись бы и поверили в свою художественную правоту Поль Сезанн и Поль Гоген.  

Постимпрессионизм 

Постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гоген) ищут не ускользающий свет, а непреходящую суть вещей, видимую в любое время дня и года. В отличие от импрессионистских подвижных и ускользающих мотивов, предметы на их картинах обретают нарочитый вес, объем, насыщаются цветом, портретные черты людей искажаются и поддаются влиянию их внутреннего мира. 

Неоимпрессионизм 

В отличие от постимпрессионистов, которые оттолкнулись от импрессионизма и отправились каждый по своему пути, неоимпрессионисты — непосредственные последователи Моне, Ренуара, Писсарро.  

Жорж Сёра и Поль Синьяк, основатели неоимпрессионизма (чаще это движение называют пуантилизмом), прибавили к интуитивным художественным находкам импрессионистов еще и свежие научные оптические эксперименты.  

Они исключили случайность и непредсказуемость из живописных принципов. Пуантилисты приняли импрессионистскую технику раздельного наложения красочных пятен чистых цветов, которые смешиваются не заранее на палитре художника, а только уже в глазах зрителя. 

Они придумали писать картины мелкими или крупными точками чистых цветов — на определенном расстоянии от картины эти точки смешиваются и дают нужный оттенок. 

Точки стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми. Творческий метод изобрел француз Жорж Сёра. 

Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые, воздушные. Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями. 

На последней выставке импрессионистов в 1886 году Жорж Сёра представил картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», нарисованную мазками-точками. 

Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

Часть признанных мастеров осудили новатора, другие стали ею пользоваться. К примеру, один из основателей импрессионизма Камиль Писсаро поддержал молодых коллег и пять лет писал в этой технике. 

Точки в пуантилизме могу быть крупными – как, к примеру, на картине Поля Синьяка «Сосна. Сен Тропез», 

Поль Синьяк «Сосна. Сен Тропез»

 или очень мелкими, почти незаметными, как в работе Жоржа Сёра «Натурщицы» 

Жорж Сёра «Натурщицы»

Материал подготовила Баканычева Наталия 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *