Символизмом принято называть направление в западноевропейском и русском искусстве (Европа с 1870г., Россия – конец 90х. гг. 19в. – 1910г.)
Символизм был началом русского модернизма и представлял из себя наиболее философское течение в русской поэзии. Ярчайшими представителями были Владимир Соловьев, Николай Лосский и Николай Бердяев. Это направление было попыткой осмыслить бытие и вечные истины, это философско-мистический пласт художественной культуры. Отсюда в поэзии символизма такие темы и мотивы, как катаклизм, апокалипсис, новый мессия, евангелие от декаданса.
Особенности течения
В основе поэтики – символ. Через символ символисты и пытаются прорваться от видимой реальности к скрытой реальности, к трансцендентной, космической красоте, к сверхкрасоте. У символистов есть одна общая черта творчества – неприятие позитивизма, буржуазности, тоска по духовной свободе, трагические предчувствия и предпочтение вековым культурным ценностям.
Символизм не был однороден. Термин «символизм» принадлежит французскому поэту Жану Мореасу. В 1886 году он опубликовал «Манифест символизма», в котором и описал это новое литературное движение. Символизм был категорией мировоззрения.
Элементы символизма
Знаковой для символизма и русской литературы Серебряного века стала статья русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная им в 1893 году.
В своей статье он выделяет три важнейших элемента нового искусства:
— Мистическое содержание;
— Символы;
— Расширение художественной впечатлительности в духе изощрённого импрессионизма.
Символы должны выливаться из глубин действительности и выражать безграничную сторону мысли. Это повторение мысли Тютчева: «Мысль изречённая есть ложь». Мережковский считал, что в одухотворённом символе должно быть пламя, которое видимо через прозрачные, тонкие стенки слова.
Стихотворение Валерия Брюсова «Творчество», написанное в 1895 году, стало своеобразным манифестом символизма. Это есть творчество. В стихотворении провозглашается опыт интуитивного постижения мира через музыкально-импрессионистический ряд. Этот ряд создаёт определённую парадигму видения и постижения сущности вещей. В стихотворении «Юному поэту», написанном Брюсовым в 1896 году, обоснована поэтическая платформа. В нём прослеживается эстетическая позиция раннего Брюсова.
Автор даёт три завета юному поэту:
— Никому не сочувствуй;
— Не живи настоящим;
— Поклоняйся искусству.
Это манифест декадентской поэзии. Такого поэта Валерий Брюсов нашёл в лице Гумилёва, который был в начале пути его учеником.
Буря символов
Константин Бальмонт в «Элементарных словах о символической поэзии» писал: «Символисты – это мыслители. Поэтому они не теряют символической нити Ариадны, связывающей хаос с высшим ладом». Важнейший посыл для символистов – это трансцендентность ощущений. Символ пробуждает музыку души.
Русский поэт Вячеслав Иванов определил две стихии в современном символизме: символизм идеалистический и символизм реалистический. Идеалистический символизм идёт от античного эстетического канона через посредство Парнаса. Это дионийство, дух Диониса. Символ реалистический идёт от мистического реализма средних веков и от символизма Гёте. Иоганна Гёте символисты считали своим предшественником. Мысль Гёте «Всё преходящее – только подобие» была подхвачена символистами.
В основе символизма лежал эстетизм и неоромантизм. Проделав яркий, но короткий путь, символизм в итоге оказался нежизненным. Это было высокое искусство, однако к 1909 году символ разбился, как ёлочный шарик. На смену ему пришло не менее яркое течение — акмеизм.
Материал подготовила Анастасия Васина