Культура

История Эрмитажа

Санкт-Петербургский Эрмитаж – самая старая и крупная сокровищница зарубежного искусства в России.  

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Поскольку изначально Екатерина II планировала сделать Малый Эрмитаж тайным уголком императорского дворца, предназначенным для отдыха и развлечений.  

Основание Эрмитажа

Эрмитаж появился в 1764 году в качестве частного собрания императрицы. Где она намеревалась хранить картины (317 штук), которые были ей переданы из Берлина из коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского. В счет его долга, образовавшегося после неудачной попытки поставки зерна в русскую армию.  

«Пир Клеопатры» Якоб Йорданс

Среди мастеров полотен Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и авторы голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Эти картины послужили основой, благодаря которой сформировался музей.  

На сегодняшний день из 317 произведений искусств в Эрмитаже хранится всего лишь 96.  

В 1768 году коллекцию музея пополнили более 5000 рисунков, принадлежавших австрийскому дипломату. Среди них имелись работы Жана Фуке, впоследствии содействующие развитию графических экспонатов.  

«Портрет молодого человека» Франс Хальс

В 1769 – князь Белосельский-Белозерский помог приобрести собрания полотен, которые являлись достоянием министра посольского короля. Через несколько лет после открытия Эрмитажа, выясняется, что здание слишком мало, и в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа.  

В 1772 – Екатерина II, благодаря пособничеству князя Голицына, сумела купить во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII веков. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.  

В 1779 году коллекция Эрмитажа снова расширилась. Среди новинок появились произведения искусств, принадлежавшие графу Бодуэну. Чуть позже в музей были доставлены античные скульптуры, в том числе, созданные Микеланджело.  

И к 1796 году собрание картин императрицы насчитывало около 3996 работ. 

«Музыкантша» Геррит ван Хонтхорст

Эрмитаж в XIХ и начале XX веков

Последующие российские императоры продолжили дело, начатое Екатериной II. Во времена правления Александра I и Николая I стали закупаться не только коллекции, но и отдельные произведения художников.  

До прихода на престол Николая I, Эрмитаж являлся частным императорским музеем, но именно он дал возможность прикоснуться к искусству огромному количеству людей. И уже в 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое предназначалось специально для открытия общественного музея. К 1880-му выставочные залы стали ежегодно посещать более 50 тысяч человек.  

Андрей Иванович Сомов

Немаловажную роль в истории Эрмитажа сыграл Андрей Иванович Сомов – хранитель картин и рисунков. Он исследовал и каталогизировал живопись, пополнял хранилища, приобретая и принимая в дар собрания российских музеев и коллекционеров. Андрей Иванович издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».  

К концу XIX века в музее хранились тысячи полотен, и по праву его можно было считать центром русского искусствознания. Тем не менее, когда прошла научная проверка, выяснилось, что многие картины Рафаэля и Леонардо да Винчи, на самом деле – работы их учеников.  

Переломным моментом в истории Эрмитажа стала эпоха после революции 1917 года

Собрания музея стремительно пополнялось ценными работами, которые были изъяты из частных коллекций и стали собственностью народа. В галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других. Параллельно происходил и небольшой вывоз экспонатов, например, Бриллиантовую комнату перевели в Кремль. Некоторые работы старых мастеров, таких как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, передали в Музей изобразительных искусств.  

«Гуляки» Ян Стен

В конце 1920-х – начале 1930-х годов советская власть начала активную распродажу. В следствии чего, продали 48 мировых шедевров, которые вывезли из России.  

После новости о начале Великой Отечественной войны, было принято решение, эвакуировать все ценности на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов вывезли в Свердловск. Подвалы Эрмитажа стали использовать в качестве бомбоубежищ. Восстановлением музейных залов начали заниматься еще до окончания войны. После ее завершения, сразу же принялись возвращать экспонаты. Некоторым ценностям потребовалась реставрация, но ни одна не была утрачена.  

Эрмитаж в наши дни

Когда пал железный занавес, Эрмитаж стал первым музеем в России, который объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога.  

В постсоветский период началось активное приобретение предметов искусства XX века. В выставочных залах можно было увидеть работы Утрилло, Сутина, Руо.  

В июле 2006 года работники обнаружили пропажу 221 экспоната. Это были ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Чтобы объявить о краже созвали пресс-конференцию, на которой лично выступил директор Эрмитажа. Как выяснилось, воровкой оказалась одна из сотрудниц, которая скончалась незадолго до этого. Следствие показало, что в преступлении принимала участие вся ее семья. К большому сожалению, похищенные вещи удалось вернуть лишь частично.  

Материал подготовила Катерина Борисова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *