Культура

Уход от реальности. Кубизм

После дадаизма стоит поговорить об одном из самых отдаленных от реальности направлении – кубизме.  

Кубизм (от фр. cubisme, произошло от cube — куб) — модернистское направление в живописи начала ХХ века. Оно выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства.  

Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. После того, как мастера фовизма разобрались с цветом, признав его условным и зависящим не от реальности, а от тех задач, которые художник решает на своем холсте. Пришло время что-то сделать с предметом и пространством. И цель-то у всех этих жестоких манипуляция была вполне благородная – дать зрителю возможность увидеть, из чего состоит объем, показать его со всех точек зрения, в т.ч. изнутри.  

Таким образом, в живопись как бы вводилось понятие времени – человек, глядя на картину, словно бы долго вертел изображенный на ней объект в руках, обходил его вокруг, заглядывал внутрь. Именно поэтому так полюбили кубисты изображать скрипки и гитары – большие возможности открывались.  

Ж. Брак «Скрипка и подсвечник» 
П. Пикассо «Музыкальные инструменты» 

Кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они же знали, что отверстие у бутылки круглое — с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в результате перспективного сокращения. Пикассо вообще говорил, что пишет «не с натуры, а подобно натуре». 

Слово «кубисты» было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. В своей рецензии на выставку Брака он назвал новое направление игрой в кубики. 

Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» — принципиальную работу для раннего авангардизма. Сейчас-то она выглядит вполне традиционной. Но тогда, в 1907 году, настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии. Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм. В ней отсутствуют перспектива и светотень, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены. Одна из них – та, что сидит — показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади. Плоскость картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой маски. Понятно, почему картина вызвала шок.  

П. Пикассо: «Авиньонские девицы»

Цель Пикассо и Брака — конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам. Что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого «сезанновского» (1907-1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо «Три женщины», 1909 г.). 

П. Пикассо «Три женщины»

Вообще, Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства 20 века. С одной стороны, это один из последних представителей мощной классической традиции. С другой стороны, Сезанн оказался не просто предтечей, а прямо-таки создателем раннего авангардизма. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты, и даже абстракционисты. 

П. Сезанн. «Персики и груши» 

Кубисты многое взяли у Сезанна — нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких ракурсов. Цветовую сдержанность, перешедшую у них в трехцветку охра-черная-зеленая. Основательность, весомость и устойчивость объемов. И завет «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса», что означает сведение любых предметов к этим формам. Хотя с рисования цилиндра, шара и конуса начиналось любое традиционное художественное образование, кубисты нашли в этом принципе высшее оправдание для своих экспериментов. 

Следующий период (1910-1912 гг.) называют «аналитическим». Предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга. Предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак «В честь И.С. Баха», 1912 г.).   

Брак «В честь И.С. Баха»

В последнем, известном как «синтетический» кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо «Харчевня», 1913-1914 гг.). 

П. Пикассо «Харчевня»

Формы становятся более декоративными. В рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. Примерно в это же время появляется еще одна игра с реальностью – коллажи. Вклеенные в картину куски газет, рекламных проспектов, обоев и т.д. Позже этот прием подхватили дадаисты и представители поп-арта. Кубизм в своем синтетическом периоде, с одной стороны, плавно движется в сторону абстракции. 

П. Пикассо. «Трубка, стакан и бутылка» 

На самом деле введение настоящих предметов в изображение существовало еще в барокко. Тогда в картину вклеивали, скажем, циферблаты часов. В батальную фреску монтировали пушечное ядро. Но в классическом искусстве это подчеркивало мастерство художника. Попробуйте отличить реальный предмет от его изображения. А в кубизме этот трюк как бы говорит, что вот эти нарисованные художником линии и предметы — такая же реальность, как и сама банальная реальность. То есть коллаж уравнивает эти две вещи. 

Ж. Брак «Эстак» 
Х. Грис. «Книга, стаканы и трубка» 
Ф. Леже. «Матрос с баржи» 
Р. Делоне. «Португалка» 
Ж. Липшиц. «Арлекин с кларнетом» 

Кубизм стал настоящей школой авангардизма. Его уроки в разных странах усваивали крупнейшие в будущем мастера. В России его влиянием были задеты Малевич, Попова, Степанова, Бурлюки, художники объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». 

Характерные признаки направления 

Прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета. 

Лица, фигуры и объекты часто изображают в качестве плоских прямоугольников или треугольников, присутствует асимметрия, неправдоподобность. Цветовая гамма приглушенная, много коричневых и темно-синих тонов, правила перспективы и светотени не учтены. Нередко в портретах встречается прием изображения лица одновременно в профиль и фас.  

Материал подготовила Наталия Баканычева 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *