Экономика

На пути к светлому будущему прогрессивного налогообложения

Горячая полемика по поводу введения прогрессивного подоходного налога давно уже стала доброй традицией. И вот свершилось! С 1 января 2021 года вводится прогрессивная шкала налогообложения. Она отличается от тех, что функционируют в западных странах. Расскажем о новом «оптимизированном» российском формате. 

Обо всем по порядку. Что было до этой долгожданной реформы  

Была плоская шкала налогообложения, которая сохранялась столь долгое время в России и до сих пор живет еще в нескольких странах постсоветского пространства. При ней существовал единый налог в 13 %, который отчисляли в казну все, вне зависимости от уровня дохода. И уборщица из российской глубинки, с зарплатой в 12 тысяч рублей. И учитель из Подмосковья с 35 тысячами. И московский бизнесмен, зарабатывающий около 500 тысяч в месяц. И олигарх без определенного места жительства, разрывающийся между Лондоном и Москвой, месячный доход которого исчисляется несколькими миллионами рублей. Все платили одни и те же 13 %.  

Система, мягко говоря, устаревшая 

В передовых странах и даже в некоторых странах третьего мира используется прогрессивный налог на доходы и наследство, представляющий собой дифференцированное обложение доходов каждого. При котором бедные не платят в бюджет ничего, средняя прослойка общества – 10-20 %, а миллионеры – до 40-50 %. Прогрессивный налог распространяется и на наследство. Размер отчислений по которому определяется пропорционально стоимости имущества, которое переходит наследникам. В большинстве стран Западной Европы богачи платят от 45 до 50 %. Бедные же ничего не платят, и получают пособия – от 500 долларов до 1000 евро в месяц. 

Благоразумно ли на российскую почву пересадить ростки справедливого налогообложения, принимающего в расчет финансовые возможности каждой прослойки населения нести это тяжелое налоговое бремя? 

Как может выглядеть аналогия европейской схемы налогообложения в РФ? 

Нулевая ставка для тех, кто еле сводит концы с концами или кому хватает зарплаты только на покупку предметов первой необходимости (доход в несколько тысяч или десятков тысяч рублей). Ставка в 10-20 % для тех, кто считается людьми среднего достатка или высоко обеспеченными (доход от 50 до 200 тысяч рублей). И ставка в 40-50 % для тех, кто может себе позволить летать бизнес-классом в заграничные поездки, отдыхать в роскошных отелях и закупаться обычными продуктами и деликатесами в «Азбуке Вкуса» (доход в несколько миллионов рублей). 

Во-первых, скажут напуганные собственники капитала, прогрессивный налог лишит энергичных и талантливых людей мотивации добиваться больших высот.  

Контраргумент: предпринимателей, создающих новые технологии, работающих на благо общества, для которых деньги не являются самоцелью вряд ли деморализует эта мера. Они готовы делиться, а вот топ-менеджерам крупных корпораций и представителя попсы, которые в этом случае лишатся возможности сделать косметический ремонт в своей шикарной квартире или замке да добавить к своей коллекции дорогостоящих часов еще одни, эта мера претит. 

Второй довольно странный аргумент состоит в том, что богатые не станут платить высокие налоги. Найдут способ ускользнуть от обязанности отчислять в казну половину дохода. 

Мы начали с того, что кто бы ни восставал против реформы налогообложения, она все-таки произошла

Изменения коснулись только одного пункта. Россиянам, зарабатывающим больше 5 млн в год (это приблизительно 416 тысяч рублей в месяц), подняли ставку налога на 2 %, доведя ее таким образом до 15 %. Причем повышенной ставкой будет облагаться лишь та часть доходов, которая превышает 5 млн рублей в год.  

О снижении налоговой ставки для слоев населения с низким и очень низким доходом и материальной помощи беднейшим слоям населения информации нет.  

Очевидно, что введение такого прогрессивного налога – мера портиворечивая. Но даже эти 2 % пополнят государственную казну в 2021 году на 60 млрд рублей, в 2022 году – на 64 млрд рублей, в 2023 году – на 68, 5 млрд рублей.  

Для сравнения: расходы госбюджета в 2020 году на такие важные сферы как образование и здравоохранение составили примерно 0,88 трлн рублей и 0,99 трлн рублей соответственно.  

Если прдположительно поднять ставку для самых обеспеченных россиян до 50 %, то в бюджет поступит около полутора трлн рублей. Эти средства государство может вложить в образование и здравоохранение. Повысить качество работы тих социально важных институтов. Следовательно, прогрессивный налог может помочь успешному развитию экономики, общества и отдельно взятого человека.  

Остается надеется, что проведенная реформа налогообложения – это только первый шаг на пути к изменению распределения бюджета страны и улучшению благосостояния каждого россиянина.  

Материал подготовила Дарья Чижова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *