Образование

Камера цифрового заключения

Коронавирус, конечно, страшная напасть для человечества. Кара небесная за грехи и неумение обуздать свои низменные страстишки. Он заточил нас в собственных жилищах, разъединил с родными и друзьями. Поселил в душах страх оказаться зараженным, сделал нас безликими и одинаковыми, заставив носить маски, да и вообще превратил нашу жизнь в какой-то дикий и безумный фарс.  

Но самые страшные дары ковида – это полное погружение в цифровой мир и тотальное одиночество. И в частности, дистанционное образование, о котором без слез не расскажешь. Хотя семена онлайн-образования давно уже были посеяны в российскую почву (переход к цифре – мировой тренд), но взошли они и заколосились так быстро благодаря пандемии.  

Когда в марте нас резко перевели на удаленный формат обучения, мы еще не понимали, с какой гидрой стоглавой мы столкнулись. И как долго мы будем нести на своих плечах бремя дистанционки.  

Сначала даже показалось, что учиться станет проще – все-таки не надо тратить время на путь туда-обратно, все-таки дома и стены будут помогать усваивать знания, все-таки можно подольше понежиться в кроватке перед первой парой, а не бежать стремглав к университету с отдавленной в метро ногой и сонными «китайскими» глазами.  

Первая неделя дистанционного обучения развеяла все иллюзии, а по прошествии месяца выяснилось, что учиться в таком формате не то, что не легче, а в разы сложнее. Обнаружилась пугающая тенденция: с каждым днем тяга к знаниям таяла. Первые пары перестали существовать, потому что в кровати отойти от сна гораздо тяжелее, чем в переполненном вагоне на сеансе одновременного массажа всего тела. Компьютер вообще хотелось выбросить в окно. В общем очень скоро стало понятно, что дистанционное обучение – это немыслимая мука, непрекращающаяся пытка. Это взгляд студента. Взгляд преподавателя/учителя мало чем отличается от взгляда студента: читать лекции темному экрану в немой тишине или задавать вопрос в пустоту, находясь в своей комнате, напоминает разговор психически больного человека с самим с собой в больничной палате.  

Есть ли плюсы у дистанционки?  

Если только школьные онлайн-олимпиады и вузовские онлайн-курсы, и виртуальный визит в гости к преподавателям и однокурсникам. Может быть, чей-то пытливый мозг занялся разгадкой чужих душевных свойств через разглядывание интерьеров этого человека. Ну так, для разнообразия.  

А минусы имеются?  

Да, в избытке. Занятия в онлайн-формате приносят намного меньше пользы, чем обычные занятия в школьном классе или университетской аудитории. Домашняя одежда расхолаживает, холодильник на кухне посылает невербальные сигналы о том, что у него внутри что-то вкусненькое. Теплая кровать рядом манит с неистовой силой, а одеяло своим отогнутым кончиком соблазняет слиться с ним в единое целое. Если серьезно, то усвоить получаемые таким образом знания – задача непростая. Концентрация внимания падает, отсутствие преподавателя/учителя в непосредственной близости дезорганизует. Одинокое сидение перед монитором без возможности живого обсуждения с одногруппниками какой-либо темы (по учебе или нет) повергает в апатичное состояние. В совокупности все это рождает или тоскливое ощущение бессмысленности бытия, или тревожное состояние, или обыкновенную скуку и сонливость. Недобросовестные студенты вообще могут подключиться к лекции/семинару и уйти заниматься своими делами. Так что качество образования в условиях социального дистанцирования сильно страдает.  

Психологи утверждают, что хорошо запоминается информация, окрашенная какими-либо эмоциями 

А какие эмоции можно получить от компьютерного железа, без реального взаимодействия с людьми? То, что вещает в прямом эфире преподаватель слушаешь вполуха. Отвлекаешься на мессенджеры, домашние дела или любимую собаку, которая приносит тебе игрушки, царапает лапой и игриво виляет хвостом.  

Если онлайн-курс выстроен без общения с педагогом при помощи видео-конференций, то обучение сводится к самостоятельному изучению материалов, которые зачастую написаны скучным академическим языком. Такая сухая информация, не приправленная неожиданной шуточкой или лирическим отступлением, да и, в конце концов, личным отношением преподавателя, не вызывает отклика в сердца. И в мозг ее приходится запихивать ногами. Такая вот заковыристая асана для начинающего йога.  

Дистанционное образование исключает воспитательную функцию, в выполнении которой семье с давних пор помогали школы и вузы. Порой значительно важнее не содержание урока или лекции, а жизненный опыт учителя, о котором он может поведать своим молодым слушателям. Его мудрость и мировоззрение, которым он готов поделиться. И конечно, социализация в среде сверстников, общение с друзьями, поддерживание постоянного контакта. 

Все ли смогут встроиться в это полностью оцифрованное будущее, уже наступающее на пятки?  

У всех ли есть компьютеры, принтеры-сканеры, телефоны. То необходимое оборудование, чтобы поглощать знания, не выходя из дома? В российской глубинке, в некоторых деревнях и селах в принципе нет выхода в интернет. Либо есть, но его скорость очень низкая и работает он с перебоями. Помню, как в новостях упоминали омского студента, которому приходилось идти в лес и залезать на березу, чтобы поймать интернет и зайти на вебинар в Зуме. Информационное неравенство – штука серьезная, и если она не будет решена в ближайшем будущем, то многие города и веси окажутся отрезанными от остального мира в силу своей технологической обездоленности. 

Переизбыток общения с разнообразными навороченными гаджетами несет в себе опасность 

Человек просто может выпасть из окружающей его действительности, переселиться в виртуальный мир. Особенно негативно беспрерывное использование айпадов и айфонов может сказаться на подрастающем поколении. Сейчас дети рождаются с телефоном в руках, и зомбирование через онлайн-игры и соцсети начинается уже с младых ногтей.  

Вместо того, чтобы взять в руки книжку, они зависают в соцсетях, скачивают новые приложения, следят за аккаунтом популярного тиктокера Дани Милохина. И, разумеется, не чувствуют в этом никакой угрозы и не осознают, что потихоньку деградируют и становятся «гаджетозависимыми». Достаточно только вспомнить о группе смерти «Синий кит», когда админы этой группы в одной из соцсетей завлекали детей в смертельно опасную игру, давали странные, а порой и чудовищные задания. Последним же тестом, который оставалось пройти ребенку, чтобы выиграть, было самоубийство. 

Если взглянуть на ситуацию полного перехода в мир цифрового образования шире, то по позвоночнику побегут мурашки, а на лбу выступит холодный пот. Что, если станет возможным получение диплома врача по интернету? Необходимо будет пройти онлайн-курс, сдать онлайн-экзамен, попрактиковаться на онлайн-пациентах – и все, можно выходить в свободное плавание, принимать настоящих пациентов? И ладно, если это обычный терапевт в поликлинике (хотя не ладно). Но если это хирург или акушер? А может быть, еще и оперировать научаться по видеосвязи? Жуткая картина. 

Конечно, почерпнуть некоторые знания из интернета можно, но они являются факультативными. Ни один онлайн-курс не заменит живого преподавателя со своим темпераментом и уникальной методикой подачи материала. Главная задача которого не напичкать ученика/студента как можно большим количеством фактов, цифр, теорий, а увлечь его за собой, заинтересовать предметом, разжечь костер любознательности. И, прежде всего, научить думать своей головой и анализировать окружающий мир и собственное поведение. Этого бездушная железяка сделать не в состоянии ни сейчас, ни в далеком будущем. 

Материал подготовила Дарья Чижова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *