Вечные ценности, нравственность, мораль, человечность – все эти категории мы привыкли рассматривать через призму литературы, искусства, религии, но никак не с позиций экономического развития. И это неправильно, ведь люди создают экономику. Люди являются ее субъектами. Вне социума нет даже такого понятия. В животном мире ничего не слышали про мировой кризис, дефляцию, инфляцию, стагнацию и т.п. А люди привыкли жить в дихотомической системе координат. Проще говоря, любая кроха должна понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Следование моральным принципам заложено уже в самой натуре человеческого существа (правда, понимание морали может значительно разниться даже у членов одной семьи). Так почему же он не должен руководствоваться нравственным чувством в решении экономических вопросов?
Вне зависимости от конъюнктуры рынка, всегда есть желание жить в справедливом и свободном социуме.
Где каждому воздается по заслугам, где добро поощряется и награждается, а зло осуждается и наказывается. Это естественное желание нормального человека. И стремление государства, выраженное в некоторой политической программе. Целью которой является создание гармоничного и процветающего гражданского общества.
И эта тяга к социальной справедливости присутствует в каждой стране, но вот что примечательно: проблемы социальной справедливости быстрее и эффективнее решаются в тех странах, где и так царит общественный порядок и есть привычка за ним следить и активно разрешать все социальные разногласия. И экономика там на довольно высоком уровне.
А там, где темпы развития экономики заметно проседают, о благополучии и свободах общества особо не заботятся. Прикрываются «объективными» экономическими законами, которые не дают возможности роста. И пресловутой невидимой рукой рынка, которая якобы сама решает, кого возвести на пьедестал, а кого низвергнуть в пропасть.
Так что, выходит, что между экономикой и этикой существует связь.
Взять, к примеру, учреждения культуры, благотворительные фонды, которые нуждаются в финансовой помощи, но коммерческой прибыли от них ждать не приходится. Понятное дело, что если это частные театры, студии, фонды, то это дело их директоров, сторонних спонсоров, меценатов.
А если это учреждения государственные? Зачем государству содержать подобные заведения, выдавать гранты, дотации на осуществление деятельности, субсидировать культурные акции? Ведь это все не окупится, и, следовательно, невыгодно.
Но так кажется, если рассуждать, как раз не принимая в расчет этических соображений. Если мыслить масштабнее, если взять более широкий угол обзора, то становится ясным, что затраты правительства принесут плоды нематериального характера. Здоровье детей, повышение уровня образованности и культуры рядового гражданина, повышение воспитания, снижение уровня преступности благодаря культивированию в человеке его наилучших качеств.
Еще одно направление в экономике, где этика занимает главенствующее положение – это защита окружающей среды.
Уже есть примеры, когда крупные компании, наступая на горло собственной песне, отказывались от соблазнительных проектов, которые сулили огромную прибыль, вследствие обеспокоенности будущим планеты. И это уже показатель взросления экономики.
Чем отличается взрослый от ребенка? Взрослый берет на себя ответственность за свои поступки. Он поступает сознательно, предусмотрительно, задумывается о последствиях, рассчитывает возможные риски. Ребенок только истошно кричит «Дай!». Требует от родителей угождения своим интересам и сиюминутным желаниям. Не задумываясь о них, берет, берет, берет, ничего не давая взамен, не заботясь о долгосрочных перспективах. Ребенок в силу возраста не несет никаких обязательств, ему не нужно принимать решений, пока все за него решают родители.
Так и в экономике. Легкомысленное растрачивание ресурсов планеты может привести к исчерпанию ее резервов. И тогда уже неоткуда будет брать. Поэтому нужно вовремя позаботиться о развитии возобновляемых источников энергии, об «озеленении» окружающей среды.
Особенно России необходимо перестраивать структуру экономики и умножать пока что минимальные этические вкрапления. Российская экономика делает упор на добычу полезных ископаемых.
Предложение правительства ввести налоги для добывающих компаний и направить эти дополнительные средства на развитие перспективной области цифрового производства кажется хорошей идеей. Подобные действия позволят России быть в тренде мировых тенденций. И помогут стушевать тот отрицательный шлейф, что тянется за страной из-за долгого пребывания в плену все расширяющихся санкций. Которые негативно сказываются на ее политической репутации.
Материал подготовила Дарья Чижова