Наука и технологии

Психология или оккультизм: учение Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. Система Карла Юнга восходит к анализу бессознательных мотивов и разбору составляющих структуры личности. С 1907 по 1912 года был идейным сообщником Зигмунда Фрейда, но позднее их пути разошлись. 

Главной целью каждого человека Юнг видел осуществление индивидуации личности. То есть, приход к собственной идентичности и пониманию себя. Задача психотерапии — помочь человеку на этом пути. 

Карл Густав Юнг 

Начало деятельности 

В 1895 году Юнг начал изучать медицину в университете. Изначально он не планировал становиться психиатром. Однако его заинтересовала эта область, потому как она включала в себя как духовную, так и физиологическую стороны. Духовная сфера была важна для Юнга потому, что он был убежден в существовании нечто, не имеющего физического воплощения. Он полагал, что психические процессы не могут быть обусловлены исключительно биологией. 

Юнг изучал бессознательные мотивы человека и свободные ассоциации. В 1906 году он опубликовал работу «Исследование словесных ассоциаций», копию которой отправил Фрейду. Взгляды психоаналитиков оказались схожи, что послужило началом их сотрудничества. Но через несколько лет произошел разрыв их отношений по причине разного понимания и интерпретаций движущих сил бессознательного.  

Расхождения с Фрейдом 

Так же, как и Зигмунд Фрейд, Карл Юнг считал, что многие внутренние мотивы и желания человеком не осознаются, то есть находятся в области бессознательного. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что основа бессознательного лежит не в сексуальной сфере, а имеет более глубокие корни. Если Фрейд трактовал либидо как сексуальную силу, действующую в человеке. То Юнг считал, что это психическая энергия жизни, которая не может быть обусловлена исключительно физиологическим инстинктом. 

Сновидения по Юнгу выражают не только подавленные желания, но и являются каналом связи с бессознательным, которое проявляет себя через образы и символы. Фрейд видел причину психических патологий в вытеснении сексуального желания и травматического опыта на одной из стадий психосексуального развития в детстве. Юнг находил такой взгляд слишком приземленным. Он считал, что детские впечатления и переживания не могут быть единственной основой заболеваний и неврозов. Так как личность человека продолжает развиваться и модифицироваться вплоть до самой смерти. Бессознательные мотивы, действующие в человеке, имеют более сложную структуру, которая не сводится к одной области, как считал Юнг.  

Он заметил, что порой человек осознает, что владеет информацией, с которой ранее не сталкивался. Или поступает определенным образом согласно некому внутреннему голосу. Но откуда в бессознательном могут быть те сведения, с которыми человек никогда не соприкасался? Почему из поколения в поколение самые разные люди сталкиваются с похожими проблемами, имеют схожие реакции и мысли?  

Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг 

Архетипы и коллективное бессознательное 

Карл Густав Юнг пришел к выводу, что бессознательное человека состоит из двух структур: личного бессознательного и коллективного бессознательного. Личное включает в себя вытесненные переживания, чувства, которые были у человека в жизни. Коллективное бессознательное представляет собой иную, более сложную сферу. К нему относятся образы и типы, которые наследуются. Юнг предположил, что есть некая внутренняя глубинная память всего человечества, которая передается из поколения в поколение. В этом он видел причину знаний из ниоткуда, интуитивного понимания каких-либо вещей. Коллективное бессознательное содержит в себе образы, которые не имеют четкой привязки к индивидуальному опыту конкретного человека. Поэтому интерпретировать их труднее. 

Юнг ввел такое понятие, как архетипы. Это те самые образы, которые содержатся в коллективном бессознательном. Они встречаются в разных культурах и влияют на каждого конкретного индивида. Наиболее устойчивые архетипы становятся частью социальной культуры. К ним можно отнести образы матери, смерти, Бога, анимы и анимуса (женского и мужского начал). 

Структура личности и развитие человека во времени 

Юнг считал, что главной целью каждого человека является индивидуация. Этот процесс занимает всю жизнь человека и окончательное обретение собственной идентичности происходит в старости. Каждый индвид познает себя и развивается на протяжении всего жизненного пути. Если этого не происходит, начинаются различные нервные и психические расстройства. Задача психологии и психиатрии – помочь человеку разобраться во внутреннем конфликте, чтобы он мог дальше продолжать формировать собственную личность. 

Человек не является исключительно и только продуктом социальной среды. Изначально индивид рождается с определенным врожденным набором качеств. Разумеется, культурные особенности оказывают влияние на то, каким человек станет в конечном итоге. Но общество не может сделать из него ту личность, качества для формирования которой не были изначально заложены в индивиде. 

Именно Юнг ввел в психологию такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Основное отличие между ними он видел в направленности жизненной энергии (либидо). Либидо экстравертов устремлено во внешний мир, вовне, а интровертов – вовнутрь. 

Комплексы и тени 

Комплексом Юнг называл психотравмирующие ситуации, которые могут частично или полностью не осознаваться человеком. Однако они влияют на его поведение. Пережитый негативный опыт уходит в бессознательное, так как психика пытается дистанцироваться от неприятных воспоминаний и эмоций. Комплексы проявляют себя в сновидениях, ассоциациях, поведенческих паттернах, привычках. Психотерапия может помочь человеку интегрировать вытесненные комплексы в структуру личности. 

Тень представляет собой ту часть индивидуальности человека, которую он отрицает и не принимает. Это могут быть аморальные желания, страхи, постыдные влечения. Индивид боится столкнуться с тем, что кажется ему неприемлемым. Эмоции и чувства, противоречащие нравственности, пугают его. Таким образом, индивид или отрицает их, или проецирует на внешнюю среду. Юнг считал, что важно осознавать в какой момент начинается попытка распространять собственные страхи и комплексы на окружающий мир и других людей. Признание существования тени и проработка тех мыслей и ощущений, которые отторгаются человеком, способна облегчить ему жизнь. 

Философское учение или наука? 

Основная «претензия» к концепции Юнга заключается в ненаучности некоторых ее постулатов. Например, нельзя экспериментальным путем проверить существование коллективного бессознательного. Нет данных о том, что оно находится в конкретной части мозга, генах или пространстве. Это очень аморфное понятие, которое требует принятия на веру, так как недоказуемо.  

Скорее всего, на взгляды Юнга оказало влияние то, что он родился в семье пастора, с детства был связан с религией. Есть сведения о том, что он видел красочные сны, в которых находил предзнаменования грядущих событий или общался с кем-то. Однако следует поставить четкую грань между личными соображениями Юнга, и научной обоснованностью его позиции. Концепцию о коллективном бессознательном следует рассматривать как весьма интересную философскую гипотезу, но не как научную теорию.  

Юнгу следует отдать должное за формулирование таких понятий как комплекс, интроверсия и экстраверсия. Он одним из первых стал говорить об этом. Кроме того, он создал ассоциативный тест, позволяющий определить повторяющиеся слова в речи человека. На основе этого теста впоследствии можно разбираться с причиной конкретных ассоциаций. 

Весьма интересным было его наблюдение, что человеческая личность формируется не только за счет социальной среды. Он противопоставил свое видение психоаналитической концепции Фрейда, сказав, что человек рождается с определенным набором качеств, которые лишь проявляют себя в том или ином обществе.  

Юнг внес весомый вклад в развитие психологии, психиатрии, социологии и философии. Многие могут найти весьма интересными его взгляды и воззрения. Ценным является то, что Юнг старался рассмотреть человека как личность в развитии, которая меняется не только под воздействием внешней среды или детских переживаний. Он старался взглянуть вглубь, увидеть человечество в масштабах вечности, проследить закономерности, которые влияют на общество.  

Материал подготовила Анастасия Шеина 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *