Культура

Знакомство с современным искусством. Дадаизм

Дадаизм. Это течение можно считать одним из ближайших к самому человеку. Объектом дадизма часто становятся обычные нам предметы быта, например колесо от велосипеда или же части двигателя. 

Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов.  

Зародилось во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства.  

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль.

Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами, в том числе и вызывающим поведением, эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма — монтаж, коллаж и «реди-мейд». Обыденные предметы, представленные как произведения искусства.  

Дадаизм очень быстро стал популярным, особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан. Но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм в его приверженности к абсурду и фантастике, абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство. 

Картины Марселя Дюшана не совсем выражают саму идею дадаизма, и напоминают различные эксперименты кубизма и многих художников авангардизма. Но они интересны, как часть пути теоретика дадаизма. 

«Колесо велосипеда» Марсель Дюшан

После 1922 французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику. Поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. 

Двойное согласие, привычное для русского уха, — только один из источников происхождения термина «дада». Согласно одной из легенд, он появился благодаря австрийскому писателю Рихарду Хюльзенбеку, который произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие «dada» стало названием для нового творческого течения. 

«Редчайшая картина на Земле» Франсис Пикабиа 

По другой версии, слово «дада» обнаружил в словаре один из основателей движения Тристан Тцара. В манифесте 1918 года он писал: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать… <…> Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». 

Вероятно, это слово было выбрано именно благодаря своей универсальности. То, что оно имело разные значения или вовсе не имело таковых в разных языках, отражало интернациональность всего движения дадаистов. 

Ключевые моменты 

  • Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, представители которого фокусировались не на создании эстетически приятных объектов. Их целью было перевернуть с ног на голову буржуазную мораль, и это порождало множество сложных вопросов касаемо общества, роли художника и предназначения искусства. 
  • То, что группа была создана в Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, имело особое значение. Это заведение было названо в честь сатирика XVIII века, который в своем знаменитом произведении «Кандид» высмеивал глупость современного ему общества. Как писал один из основателей и кабаре, и дадаизма Хуго Балль, «дадаизм — это Кандид нашего времени». 
  • Художники вроде Жана Арпа считали очень важным оставлять какую-то часть в выполнении своих работ на волю случая. Такой подход противоречил всем нормам создания произведений искусства, где каждая работа должна была быть тщательно спланированной и завершенной. Привнесение элемента случайности было одной из форм протеста дадаистов против традиционных канонов в искусстве, а также попыткой найти ответ на вопрос о роли художника в творческом процессе. 
  • Кроме прочего, дадаисты известны использованием так называемых «реди-мейдов» — предметов быта, которые можно купить и представить в качестве произведения искусства после минимального вмешательства художника. Использование реди-мейдов подняло вопросы о художественной креативности, о самом определении того, что может считаться искусством, и его цели в обществе. 
«Вот, это Стиглиц» Франсис Пикабиа

Дадаизм — это прежде всего форма протеста не только против живописных традиций, но и против общественного строя. В арт-объект можно превратить практически любой предмет. 

Дада — это освобождение и утверждение жизни, ведь он родился в Цюрихе, на маленьком островке мира посреди моря войны. Есть свидетельства, что именно Тристан Тцара и Марсель Янко в попытке подтолкнуть друг друга к славянской речи (они были румынами) декларировали жизнерадостное «Да-да!». Ханс Рихтер в книге «Дада: искусство и антиискусство» обобщил: «Ничто не могло выразить наш оптимизм, чувство новообретенной свободы, чем это крепкое, повторяющееся «да, да». 

Дада уничтожает смыслы предметов, что даёт великое поле для экспериментов. Для дадаизма говорить «да» значит говорить «нет». Поэтому абсурд — марка дадаизма. 

Дадаизм стремился проявить себя в как можно большем числе искусств. Универсализм деятельности – очень характерная черта дадаизма, художники синтезировали искусства, создавая свои «дада-объекты». 

Поэтому дада осознал фигуру художника в принципиально ином ключе. Теперь художник имел право объявить искусством любой предмет. Реди-мейд никак не обусловлен эстетически, это — просто рефлективное «выхватывание» объекта из реальности, потому что спонтанность — признак свободы. Реди-мейд – это визуальное равнодушие, «фактически полная анестезия» (Х. Рихтер). Это ирония над реальностью, которая выражалась в вопросе об оригинальности произведений искусства: «Искусство — это надувательство!».  

«Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая)» Жан Арп

Дадаисты придумали множество способов, как транслировать свои идеи в мир

Коллаж используется главным образом для получения эффекта случайности от сочетания разнородных материалов; 

Фроттаж — (от фр.frotter — тереть) создание картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги; 

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или холста, залитых тушью или масляными красками; 

Декалькомания — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления; 

Аэрографы — картины, созданные при помощи воздушного пистолета 

Рейографы — отпечатки предметов на светочувствительных поверхностях 

Оптофонетика – полиграфический метод, созданный для записывания «фонетических стихотворений» (применение разнородных шрифтов для выражения звуков стиха, что придаёт характер музыкальной записи); 

Симультанный стих – искусство сумбурной переклички; 

Бруитский стих — шумовой стих — от франц. bruit – шум; 

Статический стих — создает из каждого слова индивидуальность (напр. из трех букв ЛЕС является лес с кронами деревьев, ливреями лесничих и дикими свиньями, быть может, даже с пансионатом, быть может, даже с бельведером или bella vista (Р. Хюльзенбек. Манифест дадаизма, 1918). 

Материал подготовила Наталия Баканычева

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *