Бедность в России – явление исключительное по своей масштабности. Коронавирус обескуражен своей ничтожностью и захлебывается злыми слезами зависти при сравнении своей распространенности и распространенности нищеты.
Нищета охватывает 20 млн из почти 147 млн человек в нашей стране. Это 1/7 часть населения. Половина населения живет просто бедно, доход меньше 35 тыс. рублей в месяц. И только жалкие 15-20 % могут сказать, что живут достойно и им хватает денег не только на удовлетворение важнейших потребностей и приобретение предметов первой необходимости. Но и на дорогостоящие удовольствия, крупные покупки и поездки за границу. Только жизнь этих 15-20 % может идти в сравнение с жизнью среднестатистического представителя среднего класса Западной Европы.
Вышеперечисленные категории граждан с крайне низким уровнем дохода, в принципе, даже не с кем сопоставить в прогрессивной Европе. Даже пенсионеры на Западе ведут активный образ жизни – ездят на море, познают мир, ходят в магазины за деликатесами. Наслаждаются жизнью на ее закате. Им не нужен пресловутый стакан воды от детей. Они сами сходят в магазин, купят бутылку воды, вскипятят чайник и угостят своих детей чайком с плюшками. Так как сами в состоянии обеспечить себя всем необходимым: и водой, и заваркой, и плюшками. И дети западных стариков не обязаны обеспечивать и свою семью, и своих родителей. Надрываясь на трех работах, так как те без их помощи элементарно могут оказаться на краю голодной смерти. Так живет у нас большинство россиян, любящих своих мам и пап и заботящихся об их благополучии и долголетии. И все потому, что крошечные пенсии, маленькие зарплаты, смешные социальные пособия, и нет просвета, только свет в конце тоннеля…
И в то же время Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству долларовых миллиардеров. Они живут припеваючи и с высоты своего великолепного полета даже не в силах разглядеть мельтешащих внизу бедняков и их проблемы. Да вряд ли они даже пытаются.
Каковы же причины такого грандиозного социального раскола?
И тут мы натыкаемся на серьезную и очень давно зародившуюся полемику, а точнее, упираемся в два исконно русских и вечно риторических вопроса – кто виноват, и что с этим делать? Виноваты ли сами бедняки, которые с момента рождения автоматически получают все возможности вступить в ряды обеспеченных граждан. Но иррационально используют свой потенциал или попросту ленятся и не хотят перебороть свою инертность, чтобы результаты их напряженной работы непрестанно радовали их?
Или же виновата социально-экономическая система, устроенная таким иезуитским способом, что лучшие представители интеллигенции (по совместительству являющиеся в основном бюджетниками) – врачи, инженеры, учителя, преподаватели вузов, социальные работники – пашут на работе, имея огромное количество обязанностей и бумажной волокиты, за гроши. А представители попсы в широком смысле – бездарные певички, шоумены, и не отличающиеся высоким интеллектом и маломальским знанием хотя бы школьных предметов блогеры – зарабатывают на своем, с позволения сказать, творчестве огромные деньги?
Есть альтернативная точка зрения, объясняющая причины такой несправедливости.
Сначала нужно констатировать факт, что рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию, которая усугубляется стабильно воспроизводимым делением людей на 2 группы. На тех, у кого есть собственность, конвертируемая при необходимости в приличный капитал, и сам капитал. И тех, у кого нет ни того, ни другого.
Крупные корпорации, обладающий могуществом, способствуют перераспределению дохода из реального сектора в сферы финансового посредничества (брокерство).
Еще одним фактором, влияющим на социальное расслоение, является развитие виртуальной и фейковой экономики. Которое отбирает деньги у тех, кто создает средства развития человека и технологий (ученые, врачи, инженеры, учителя, айтишники) и отдает их тем, кто создает бесполезные, отличающиеся низкой культурной ценностью, суррогаты благ, дешевые пустышки (рекламные фейки, клипы, песни, игры).
В XXI веке сформировался особый класс наемных рабочих – прекариат (фрилансеры). И все бы ничего, если бы эти люди без постоянного места работы, полностью зависящие от воли временного хозяина, были высокообразованными, энергичными и психологически устойчивыми, а еще и везучими, тогда они смогли бы подняться наверх. Но в действительности же на такой работе обычно оказывается человек, умеющий работать, но не готовый к жесткой конкурентной борьбе, когда ради достижения высоких результатов надо идти по головам. И представители данного протокласса зачастую оказываются в бедственном положении.
Как преодолеть бедность и колоссальную социальную дифференциацию по уровню доходов?
В условиях того общества, в котором живем мы сегодня, бедность преодолеть не получится. Нужно качественно иное общество. Необходим новый социализм XXI века (не путать с социализмом с человеческим лицом прошлого века!).
И чтобы начать двигаться к светлому неосоциалистическому будущему, первым делом необходимы социальные реформы: поэтапное (по мере развития экономики) повышение прожиточного минимума в 2-3 раза с коррекцией минимальной зарплаты, пенсии и т.д.. Переход к реально бесплатным, качественным, общедоступным и эффективным здравоохранению, образованию и др.. Развитие высокотехнологичных производств, науки, культуры, образования – тех сфер, где формируется человеческий капитал и развивается креативный потенциал (для чего необходимо социализация финансов).
Воображаемый оппонент, аргументируя абсолютную невозможность проведения этих реформ, приведет бессмертные слова Дмитрий Медведева: «Денег нет, но вы держитесь!».
Неопровержимый, железобетонный аргумент. Как бы не так! Надо просто знать, где искать. Ну, например, можно поскрести по сусекам в Фонде национального благосостояния и обнаружить там внушительные запасы финансовых средств и заглянуть в Центральный банк РФ за золотовалютными резервами в размере 583 млрд долларов. И можно не просто взять деньги там, где они имеются, но сохранить деньги или обеспечить новые условия для поступления их в казну. Допустим, ввести прогрессивный налог на доходы и наследство долларовых миллионеров, а не облагать все новыми налогами малый и средний бизнес. Или сократить расходы на содержание непомерно раздутого бюрократического аппарата. И уже выйдет кругленькая сумма, вполне пригодная для первоначального рывка в сторону благоразумного социального устройства, сокращения неравенства и постепенной ликвидации бедности. Покроет эти затраты дальнейший прогресс и развитие экономики, стимулом к которому и послужит перераспределение финансов.
Материал подготовила Дарья Чижова