Культура

«Серебряный век» русской поэзии

«Серебряный век» — это почти два десятилетия (900-е г.г. 19в. – 1915г.). В литературе это время расцвета и декаданса, взлёта и обречённости, стилевого разнообразия и раскованности, эксперимента. В пестроте имён и литературных течений громкие направления получили свою «огранённость»: символизм, футуризм, имажинизм, акмеизм.  

Каждое направление – определённое мировоззрение, поведенческий тип

Футуризм провозглашал отказ от культуры. В нём ощущается дух сатанизма, который коснулся Алексея Ремизова и Фёдора Сологуба. В «Мелком бесе» сам бес выступает в роли модуса жизни. Но сатанизм был явлением промежуточным.  

Наряду с символизмом, акмеизмом и футуризмом существовали направления поменьше

Например, импрессионизм, в основе поэтики которого – впечатление. Основной его принцип – передача не реальности, а впечатления от реальности, передача своего собственного восприятия реального мира.  

Экспрессионизм, в центре которого субъективный духовный мир человека, напряжённая эмоциональность, гротескная изломанность, иррациональность образов и деформация мира.  

Сюрреализм, или же сверхреализм. В его основе – сфера подсознания. Сновидения, галлюцинации, аллюзия, бред, то есть пограничное состояние психики. Логические связи в сюрреализме заменяются субъективными ассоциациями. Тенденции сюрреализма прослеживаются в футуризме и имажинизме. 

Несмотря на пристальный интерес, период «серебряного века» не изучен

Нет ни одного серьёзного исследования по вышеперечисленным образовавшимся течениям. Дело не только в том, что поэты оказались «врагами народа». Но в том, что поэзия была чужда коммунистической морали. Россия – единственная страна, где за поэзию убивали. Гибель таких великих поэтов, как Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Николай Гумилёв – прямое тому доказательство. Это осложняло изучение «серебряного века» долгие годы. Каждое из направлений было значительно шире той философско-эстетической тезы, которое провозглашало.  

«Серебряный век» пришёл на смену «железному веку» (Блок), на смену буддизму (Мандельштам)

Конец девятнадцатого века нёс духовное оскудение. Настораживали народнические, социалистические настроения, пустота безвременья, которая вела к декадансу. «Серебряный век» так и принято называть декадансом.  

Decadence переводится с французского как упадок. Декадентство – общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца девятнадцатого века. Это настроение безнадёжности, неприятия жизни. Однако «серебряный век» всё же не есть декадентство. По мнению некоторых исследователей, это период религиозно-философского ренессанса, возрождения. Присутствовали лишь декадентские тенденции. Их привнесли в русскую поэзию Фёдор Сологуб, Константин Фофанов, Иннокентий Анненский. 

Но в первую очередь «серебряный век» — век культуры, век русского модернизма в поэзии

Модернизм появился как альтернатива реализму. Он определяет наличие философских ориентиров, содержания, подоплёки набор эстетических принципов, определённый поэтический почерк.  

В целом модернизм не порывал с отечественной и мировой культурной традицией написания произведений. За исключением футуризма, который декларировал своё пятое измерение. Термин «серебряный» принадлежит поэту-акмеисту школы Николая Гумилёва – Николаю Оцупу. В современных западных исследованиях термин «серебряный век» варьируется. На западе существует понятие «платиновый век». Однажды, в пылу полемики Максим Горький назвал «серебряный век» позорным десятилетием.  

Наиболее важный аспект периода «серебряного века», что культура не развивается сама по себе. Она всегда отражает те явления, которые происходят в жизни общества и страны. С конца девятнадцатого века, за почти 30 лет, в России произошли крупнейшие изменения, которые оказали прямое влияние на литературу того времени. 

Материал подготовила Анастасия Васина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *