Термин «современное искусство». Вкладываемый в него смысл всегда разный. Для кого-то современное искусство это однотонные фигуры, хаотичные линии и полное отсутствие смысла. Для других же — это новое течение в искусстве. Второе дыхание для, казалось бы, статичных и классических направлений. Каждое произведение наполнено глубоким смыслом, который каждый раскрывает для себя самостоятельно. Мы поставили себе цель показать современное искусство с новой точки зрения.
Знакомство стоит начать с направления, которое наиболее близко к людям. Именно поэтому мы выбрали стрит-арт.
Оно чаще других попадается нам в обычной жизни. К примеру, на улицах нам бросаются в глаза граффити, которые и являются основной его составляющей.
Стрит-арт в переводе с английского языка означает «уличное искусство». Распространенное мнение, что стрит-арт и граффити — это равнозначные понятия. Однако граффити – это всего лишь одно из направлений стрит-арта. В него так же входят уличные инсталляции, постеры, стикеры и прочее.
Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства.
В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа. Его могут закрасить — как дворники по указке властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать. Сделать это зачастую надо очень быстро.
Стоит отметить, что стрит-арт появился с момента появления человека разумного.
Это проявлялось в виде наскальных рисунков. Стрит-арт, как мы понимаем его сейчас, появился во время Второй Мировой Войны. Это была вирусная надпись «Kilroy was here» (здесь был Килрой), на ящиках с бомбами. Человек, который оставлял эти надписи, предположительно работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Эта надпись была дополнена рисунком и распространялась американскими солдатами.
Расцвет уличного искусства пришелся на 1960-е в Филадельфии. Это место считается историческим центром граффити-культуры. В 1970-е локализация переходит в Нью-Йорк.
До 2012 года нигде не было музея стрит-арта. И создан он был в Санкт-Петербурге. Музей предоставляет информацию об уличном искусстве и граффити. Помогает в организации современных проектов и поддерживает молодых художников.
Виды и техники стрит-арта:
- Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
- Bombing – быстрое нанесение рисунка в экстремальных условиях;
- Tagging – подпись художника, его никнейм.
Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:
- Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
- Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
- Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
- Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
- 3D-style – изображение в стиле 3D, оптические иллюзии.
Banksy
Самый известный художник, работающий в стрит-арте — Бэнкси (Banksy). Его личность до сих пор не раскрыта. Известно, только то, что он родился в Бристоле, примерно в 1974 году. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Он начинал рисовать на улицах Бристоля как обычный «райтер». Наряду с другими уличными художниками, Бэнкси трансформировал граффити в то, что действительно можно назвать «уличным искусством». Рисунки, которые рассказывают истории, несут зашифрованные послания и важные сообщения.
Его «фирменный стиль» — это черно-белые изображения. Чаще всего, с одним или несколькими яркими цветными элементами, привлекающими внимание.
«Зачем?»
Именно так подписывается граффити – команда «Зачем». Они начали творить ещё в 90-х и продолжают до сих пор. Их изначальная идеология отличается от канонов стрит-арта, они оставляют повсюду одно единственное слово, тем самым заставляют людей задуматься.
Даже один из участников объединения Миша Most в интервью Time Out отмечает: «Когда я одиннадцать лет назад начал писать на стене «Зачем», может, это в голове у кого-то что-то изменило. Любая вещь, которая делается, на кого-то обязательно влияет. Есть вещи, которые действуют на пять человек, а есть — на пять миллионов. «Зачем?» я делал не один — начал, продолжили друзья, которые подхватили идею, это многие заметили. Это стало появляться в кино, книгах, клипах. Наверное, людей что-то в этом зацепило. Само слово, его смысл.
Один из ярких примеров их арта – фирменное граффити на фасаде здания, некогда принадлежавшему бару «Симачев». Точная реакция на закрытие этого культового для элиты Москвы места, не правда ли?».
Покрас Лампас
Молодой художник-каллиграфист, который стал известен по всему миру благодаря своим работам. Он начинал свой путь именно с классического граффити, но потом нашел себя в «каллиграффити» (слияние каллиграфии и граффити) На его счету множество коллабораций с известными брендами, такими как Fendi и Lamborghini.
Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Его работы стоят несколько тысяч долларов и выставляются в лучших галереях по всему свету. Сегодня мировые бренды выстраиваются в очередь, чтобы создать с ним совместные проекты.
Покрас Лампас родом из подмосковного города Королева. В юности он много времени провел в электричках, рассматривая граффити на заборах вдоль железнодорожных путей. Это вдохновило его взять в руки баллончик с краской в 14 лет и начать рисовать теги (авторские подписи) за гаражами.
Мировую популярность он завоевал в 2015 году благодаря работе на крыше «Красного Октября» в Москве. На тот момент это был самый огромный каллиграфический рисунок в мире — высотой с 22-этажное здание. На его создание ушло 2 дня и 730 литров краски. Арт-объект даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Во многих арт-объектах художника можно найти сочетание несовместимых языков и шрифтов, например кириллицы и арабской вязи, японских иероглифов, готической и современной типографики. Лампас считает, что его работы должны вдохновлять людей на поиск баланса через познание разных культур.
Кирилл Кто
Настоящее имя активиста уличной арт-сцены Кирилл Лебедев. Один из участников команд «Зачем» и «No Future forever». На момент 2012 года был одним из самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».
Родился Кирилл в 1984 году в городе Зеленоград. Впервые попробовал себя в граффити в 1996 году. Тогда Кирилл оставлял на стенах цитаты из произведений Габриэла Гарсиа Маркеса. В 1998 году начинаются эксперименты в области самого массового направления стрит-арта — nickname style writing. Его стиль – это красочные, выполненные с помощью разноцветных букв, цитаты и юмористические или философские утверждения. Сейчас он рисует не только на стенах, но и на холстах и именует своё творчество как «постграффити» и «постфлаксус».
Slava Ptrk
Родился в 1990 году в городе Шадринск. Уличный художник, обучался журналистике в Уральском федеральном университете им. Ельцина в Екатеринбурге. С 2016 года живет и работает в Москве. Художник работает с трафаретами, спрей-артом и монументальными росписями, постерами и стикерами. Создает инсталляции, занимается городскими интервенциями, акциями и перформансами. Специализируется на социальных и политических темах.
Значительная часть его проектов включает в себя интерактивные составляющие и взаимодействие со зрителем. Обучался современному искусству в школе «Свободные мастерские» (2016-2017, Москва), летней школе SummerAcademy (2017, Зальцбург, Австрия). Закончил курс по обучению паблик-арту CEC Artlinks (2014, Нью-Йорк, США). В данный момент учится в школе фотографии и мультимедиа им. Родченко (Москва). Участник многих российских и зарубежных фестивалей, выставок и ярмарок, в том числе Участник Сибирской Музейной Биеннале Современного Искусства (2013, Красноярск, Россия), Уральской Индустриальной Биеннале (2015, Екатеринбург, Россия), Московской Биеннале молодого искусства (2018), а также Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (2016, 2018, Москва). Участник арт-резиденций в России, Украине, Черногории и Италии. Дважды номинант премии Курехина, победитель международной премии «Portrait now» (Дания). Один из создателей и идеологов первой в России галереи уличного искусства «Свитер» (2014-2016, Екатеринбург) и фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш» (2018, Екатеринбург).
Если вы хотите посетить выставки стрит-арта, то в подмосковном Одинцово создали музей современного уличного искусства под открытым небом.
В течение месяца в рамках проекта «Городской морфогенез» около 60 художников со всего мира представили более 50 работ в стиле стрит-арт на стенах многоэтажек и социальных объектов. В результате в микрорайоне Новая Трехгорка на фасадах зданий появилось 35 тыс. кв. м граффити в стиле мурал-арт (роспись фасадов в стиле фрески).
Музей стрит-арта представляет выставку, главные участники и авторы которой студенты СПбГУ и называют свой проект «Тетрадь / Ў». Методом и сутью становится визуальная журналистика. Иначе говоря, авторы «Тетради» фокусируют свое внимание в первую очередь не на том, что происходит, а на том, как происходит то, что происходит.
Советуем посетить и фестиваль Стренограффия (STENOGRAFFIA). Это — международный фестиваль уличного искусства, который ежегодно с 2010 года проводится в Екатеринбурге в первые выходные июля. За годы проведения фестиваля в разных городах страны, в которых суммарно проживает 9 млн человек, появилось более 500 работ художников. Некоторые из них выполнены в экстремальных условиях, в том числе за Полярным кругом. Большинство произведений уличного искусства быстро становятся новыми достопримечательностями городов и поселков. Десятый юбилейный фестиваль прошел в 2019 году. Его особенностью стала цифровая выставка STENOGRAFFIA X, прошедшая в Санкт-Петербурге. Огромные росписи площадью в сотни квадратных метров, архитектурные трехмерные иллюзии. Мультимедиа-экспозиция объединила самые яркие работы, рекорды и достижения фестиваля за 10 лет в современном и интерактивном формате. Благодаря сочетанию цифровых технологий и искусства организаторы выставки эффектно представили работы фестиваля из самых разных уголков страны. В том же году Покрас Лампас создал арт-объект размером 6686 м², который является самой большой каллиграфией на Урале.
Если же вы не хотите ходить по выставкам, а хотите сами находить граффити, вам в помощь сервисы:
«Афиша Daily» предлагает маршрут по граффити от Славы ПТРК
Маршрут по Московским граффити от Яндекс Карты
Маршрут представленный LiveJournal
Материал подготовила Наталия Баканычева