Культура

Знакомство с современным искусством. Стрит-арт

Термин «современное искусство». Вкладываемый в него смысл всегда разный. Для кого-то современное искусство это однотонные фигуры, хаотичные линии и полное отсутствие смысла. Для других же — это новое течение в искусстве. Второе дыхание для, казалось бы, статичных и классических направлений. Каждое произведение наполнено глубоким смыслом, который каждый раскрывает для себя самостоятельно. Мы поставили себе цель показать современное искусство с новой точки зрения.  

Знакомство стоит начать с направления, которое наиболее близко к людям. Именно поэтому мы выбрали стрит-арт. 

Оно чаще других попадается нам в обычной жизни. К примеру, на улицах нам бросаются в глаза граффити, которые и являются основной его составляющей.  

Стрит-арт в переводе с английского языка означает «уличное искусство». Распространенное мнение, что стрит-арт и граффити — это равнозначные понятия. Однако граффити – это всего лишь одно из направлений стрит-арта. В него так же входят уличные инсталляции, постеры, стикеры и прочее.  

Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства.

В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа. Его могут закрасить — как дворники по указке властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать. Сделать это зачастую надо очень быстро.  

Стоит отметить, что стрит-арт появился с момента появления человека разумного.

Источник: russian.rt.com

Это проявлялось в виде наскальных рисунков. Стрит-арт, как мы понимаем его сейчас, появился во время Второй Мировой Войны. Это была вирусная надпись «Kilroy was here» (здесь был Килрой), на ящиках с бомбами. Человек, который оставлял эти надписи, предположительно работал на заводе по производству бомб в Детройте (США). Эта надпись была дополнена рисунком и распространялась американскими солдатами.  

Расцвет уличного искусства пришелся на 1960-е в Филадельфии. Это место считается историческим центром граффити-культуры. В 1970-е локализация переходит в Нью-Йорк.  

До 2012 года нигде не было музея стрит-арта. И создан он был в Санкт-Петербурге. Музей предоставляет информацию об уличном искусстве и граффити. Помогает в организации современных проектов и поддерживает молодых художников. 

Виды и техники стрит-арта: 

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности; 
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка в экстремальных условиях; 
  • Tagging – подпись художника, его никнейм. 

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю: 

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри; 
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм; 
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста; 
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства; 
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, оптические иллюзии. 

Banksy

Самый известный художник, работающий в стрит-арте — Бэнкси (Banksy). Его личность до сих пор не раскрыта. Известно, только то, что он родился в Бристоле, примерно в 1974 году. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Он начинал рисовать на улицах Бристоля как обычный «райтер». Наряду с другими уличными художниками, Бэнкси трансформировал граффити в то, что действительно можно назвать «уличным искусством». Рисунки, которые рассказывают истории, несут зашифрованные послания и важные сообщения. 

Его «фирменный стиль» — это черно-белые изображения. Чаще всего, с одним или несколькими яркими цветными элементами, привлекающими внимание. 

«Зачем?»  

Именно так подписывается граффити – команда «Зачем». Они начали творить ещё в 90-х и продолжают до сих пор. Их изначальная идеология отличается от канонов стрит-арта, они оставляют повсюду одно единственное слово, тем самым заставляют людей задуматься.  

Даже один из участников объединения Миша Most в интервью Time Out отмечает: «Когда я одиннадцать лет назад начал писать на стене «Зачем», может, это в голове у кого-то что-то изменило. Любая вещь, которая делается, на кого-то обязательно влияет. Есть вещи, которые действуют на пять человек, а есть — на пять миллионов. «Зачем?» я делал не один — начал, продолжили друзья, которые подхватили идею, это многие заметили. Это стало появляться в кино, книгах, клипах. Наверное, людей что-то в этом зацепило. Само слово, его смысл. 

Один из ярких примеров их арта – фирменное граффити на фасаде здания, некогда принадлежавшему бару «Симачев». Точная реакция на закрытие этого культового для элиты Москвы места, не правда ли?».

Покрас Лампас

Молодой художник-каллиграфист, который стал известен по всему миру благодаря своим работам. Он начинал свой путь именно с классического граффити, но потом нашел себя в «каллиграффити» (слияние каллиграфии и граффити) На его счету множество коллабораций с известными брендами, такими как Fendi и Lamborghini.  

Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Его работы стоят несколько тысяч долларов и выставляются в лучших галереях по всему свету. Сегодня мировые бренды выстраиваются в очередь, чтобы создать с ним совместные проекты.  

Покрас Лампас родом из подмосковного города Королева. В юности он много времени провел в электричках, рассматривая граффити на заборах вдоль железнодорожных путей. Это вдохновило его взять в руки баллончик с краской в 14 лет и начать рисовать теги (авторские подписи) за гаражами.  

Мировую популярность он завоевал в 2015 году благодаря работе на крыше «Красного Октября» в Москве. На тот момент это был самый огромный каллиграфический рисунок в мире — высотой с 22-этажное здание. На его создание ушло 2 дня и 730 литров краски. Арт-объект даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Во многих арт-объектах художника можно найти сочетание несовместимых языков и шрифтов, например кириллицы и арабской вязи, японских иероглифов, готической и современной типографики. Лампас считает, что его работы должны вдохновлять людей на поиск баланса через познание разных культур. 

Кирилл Кто 

Настоящее имя активиста уличной арт-сцены Кирилл Лебедев. Один из участников команд «Зачем» и «No Future forever». На момент 2012 года был одним из самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».  

Родился Кирилл в 1984 году в городе Зеленоград. Впервые попробовал себя в граффити в 1996 году. Тогда Кирилл оставлял на стенах цитаты из произведений Габриэла Гарсиа Маркеса. В 1998 году начинаются эксперименты в области самого массового направления стрит-арта — nickname style writing. Его стиль – это красочные, выполненные с помощью разноцветных букв, цитаты и юмористические или философские утверждения. Сейчас он рисует не только на стенах, но и на холстах и именует своё творчество как «постграффити» и «постфлаксус». 

Slava Ptrk 

Родился в 1990 году в городе Шадринск. Уличный художник, обучался журналистике в Уральском федеральном университете им. Ельцина в Екатеринбурге. С 2016 года живет и работает в Москве. Художник работает с трафаретами, спрей-артом и монументальными росписями, постерами и стикерами. Создает инсталляции, занимается городскими интервенциями, акциями и перформансами. Специализируется на социальных и политических темах.  

Значительная часть его проектов включает в себя интерактивные составляющие и взаимодействие со зрителем. Обучался современному искусству в школе «Свободные мастерские» (2016-2017, Москва), летней школе SummerAcademy (2017, Зальцбург, Австрия). Закончил курс по обучению паблик-арту CEC Artlinks (2014, Нью-Йорк, США). В данный момент учится в школе фотографии и мультимедиа им. Родченко (Москва). Участник многих российских и зарубежных фестивалей, выставок и ярмарок, в том числе Участник Сибирской Музейной Биеннале Современного Искусства (2013, Красноярск, Россия), Уральской Индустриальной Биеннале (2015, Екатеринбург, Россия), Московской Биеннале молодого искусства (2018), а также Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (2016, 2018, Москва). Участник арт-резиденций в России, Украине, Черногории и Италии. Дважды номинант премии Курехина, победитель международной премии «Portrait now» (Дания). Один из создателей и идеологов первой в России галереи уличного искусства «Свитер» (2014-2016, Екатеринбург) и фестиваля партизанского уличного искусства «Карт-бланш» (2018, Екатеринбург). 

Если вы хотите посетить выставки стрит-арта, то в подмосковном Одинцово создали музей современного уличного искусства под открытым небом.

Источник: moscowwalks.ru

В течение месяца в рамках проекта «Городской морфогенез» около 60 художников со всего мира представили более 50 работ в стиле стрит-арт на стенах многоэтажек и социальных объектов. В результате в микрорайоне Новая Трехгорка на фасадах зданий появилось 35 тыс. кв. м граффити в стиле мурал-арт (роспись фасадов в стиле фрески). 

Музей стрит-арта представляет выставку, главные участники и авторы которой студенты СПбГУ и называют свой проект «Тетрадь / Ў». Методом и сутью становится визуальная журналистика. Иначе говоря, авторы «Тетради» фокусируют свое внимание в первую очередь не на том, что происходит, а на том, как происходит то, что происходит. 

Советуем посетить и фестиваль Стренограффия (STENOGRAFFIA). Это — международный фестиваль уличного искусства, который ежегодно с 2010 года проводится в Екатеринбурге в первые выходные июля. За годы проведения фестиваля в разных городах страны, в которых суммарно проживает 9 млн человек, появилось более 500 работ художников. Некоторые из них выполнены в экстремальных условиях, в том числе за Полярным кругом. Большинство произведений уличного искусства быстро становятся новыми достопримечательностями городов и поселков. Десятый юбилейный фестиваль прошел в 2019 году. Его особенностью стала цифровая выставка STENOGRAFFIA X, прошедшая в Санкт-Петербурге. Огромные росписи площадью в сотни квадратных метров, архитектурные трехмерные иллюзии. Мультимедиа-экспозиция объединила самые яркие работы, рекорды и достижения фестиваля за 10 лет в современном и интерактивном формате. Благодаря сочетанию цифровых технологий и искусства организаторы выставки эффектно представили работы фестиваля из самых разных уголков страны. В том же году Покрас Лампас создал арт-объект размером 6686 м², который является самой большой каллиграфией на Урале. 

Если же вы не хотите ходить по выставкам, а хотите сами находить граффити, вам в помощь сервисы:

«Афиша Daily» предлагает маршрут по граффити от Славы ПТРК

Маршрут по Московским граффити от Яндекс Карты

Маршрут представленный LiveJournal 

 Материал подготовила Наталия Баканычева 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *