Компьютерные игры

Игромания – вред или польза?

В обществе давно ведутся споры о компьютерных играх. Мнения людей, либо отрицательные, либо положительные. Равнодушных почти нет. Кто же прав? Попробуем разобраться. 

Влияние компьютерных игр на поведение человека с каждым днем все чаще подвергается исследованиям. Существует мнение, что компьютерные игры-  зло. Не все ученые убеждены, что это так. Многие люди не подвержены компьютерной зависимости, а лишь разделяют любовь к играм. В последнем случае человек контролирует время, проведенное за компьютером, что не сказывается отрицательно на качестве его жизни. Например, в США 99% мальчиков и 94% девочек регулярно играют в видеоигры. 97% из них проводят за этим занятием не менее одного часа в день.  

На видеоигры смотрят косо, пожалуй, с момента их появления

Wolfenstein 3D

Многие десятилетия им приписывают всевозможный вред, оказываемый на организмы и разумы детей и подростков. С выходом Wolfenstein 3D, а за ним и первого Doom, начала набирать силу неутихающая по сей день любовь к шутерам от первого лица. В результате к списку грехов компьютерных игр добавились пропаганда насилия и кровожадность. Также принято считать, что излишнее увлечение играми может вызывать психологическую зависимость. И даже депрессию, если, например,  игрок слишком сильно сопереживает каким-то не слишком радостным сюжетным ходам. На игры возлагают большую ответственность. Были случаи, когда подростки, вдохновляясь увиденным в игре, пытались воплотить в жизни «прыжок веры», как в Assassin’s Creed, что заканчивалось трагедией. 

Doom

Действительно ли игры вредны? И если да, то насколько?  

Исследователи давно задаются этим вопросом. Но результаты различных тестов и наблюдений оказываются достаточно противоречивыми. В итоге психологи все чаще стали говорить, что пора обратить внимание не только на негативные, но и на положительные стороны увлечения видеоиграми. Которые обычно игнорируются, потому что исследователи изначально ставят перед собой цель найти отрицательное.  

Игры сильно изменились за последние несколько лет, стали намного сложнее, реалистичнее, более социально-ориентированными. Это должно иметь значение. Результаты некоторых исследований, проведенных за последние пять лет, показывают, что игры не так уж плохи. Психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных навыков, доставлять новые эмоциональные переживания, в отдельных случаях даже способствовать общему исцелению психики. 

Что могут дать нам видеоигры, какие навыки можно развить с их помощью? 

Познавательные способности. У поклонников экшн-игр улучшается пространственное воображение. Развивается способность мысленно вращать трехмерные объекты. Они могут переключать внимание быстрее и точнее, визуализировать процессы с более высоким пространственным разрешением. Ориентация в пространстве улучшается быстро, и зачастую результат оказывается не хуже, чем после специальной физической подготовки. Видеоигры стимулируют активное и эффективное взаимодействие нейронов, что увеличивает способность к концентрации и распознаванию образов. Дела у любителей шутеров обстоят лучше, чем у любителей головоломок и ролевых игр. Следует отметить, что современные игры часто бывают очень сложными, что затрудняет некоторые суждения об их влиянии на познавательные способности. 

Сетевые игры помогают детям и подросткам научиться решать проблемные ситуации, применяя разные подходы. Интерактивные игры могут стимулировать творчество, изобретательность. Хотя пока нет полной ясности в отношении навыков, полученных в играх, с реальными жизненными ситуациями, имеющиеся данные все же обнадеживают. 

Мотивация 

При решении специфических игровых задач, невзирая на препятствия, у молодёжи может вырасти уверенность в себе, они поймут цену упорству и настойчивости. Благодаря немедленной обратной связи при решении проблем игроки получают наглядное представление о своих способностях и уровне интеллекта, о которых они могли не подозревать.  

С ростом сложности игры уровень мастерства игроков тоже повышается, как и в результате длительной практики. С помощью периодического опыта игры стимулирует не сдаваться, несмотря на всё новые и более сложные вызовы. 

Эмоции 

Большинство  играют в видеоигры для развлечения, для поднятия настроения.  Хорошая игра помогает снизить раздражительность и расслабиться. Многие игроки испытывают чувство гордости за достижения. Глубокое погружение в игру дает ощущение контроля, которое позволяет полностью забыть о проблемах. Это психическое состояние, которое описывают игроки, соответствует понятию «река». По мнению психологов, состояние «реки» способствует росту уверенности в себе и своих способностях. Что теоретически может положительно влиять на душевное состояние. 

Положительные эмоции, возникающие в результате регулярного глубокого погружения в игру, могут повысить восприятие и заставить по-новому взглянуть на свою жизнь. Барбара Фредериксон, автор психологической теории broaden-and-build, считает, что положительные эмоции способствуют расширению спектра желаемых типов поведения и построению социальных связей, помогающих достигать целей и справляться с неудачами. Пока не ясно, укладываются ли в эту теорию эмоции, возникающие в ходе видеоигр. Однако большинство геймеров высоко ценят получаемую ими эмоциональную отдачу. 

Социальные навыки 

Сегодня видеоигры как никогда раньше ориентированы на интенсивную социальную активность. Несмотря на стереотипное восприятие геймеров — интровертами, более 70%  юзеров активно взаимодействуют со своими друзьями в виртуальных мирах, играют с ними в командах или на соревнованиях. Благодаря социальной активности во время игр, молодые люди учатся общаться с другими людьми, что также может быть спроецировано на реальную жизнь. 

Несмотря на агрессивный сюжет многих игр, они учат игроков работать в команде. Уделять внимание взаимодействию с каждым из участников. Согласно результатам исследования, когда вы играете в шутер в компании друзей, уровень враждебности и агрессивности снижается больше, чем когда вы играете в ту же игру один. Учитывая критику со стороны заинтересованной общественности, имеет смысл провести дальнейшие исследования в этой области. Но можно с уверенностью сказать, что совместная игра улучшает социальные навыки и снижает уровень агрессии. 

Как упоминалось выше, многие публикации отражают односторонний негативный взгляд на видеоигры. Но называть их «плохими», «агрессивными», «асоциальными»- значит упускать из виду многие аспекты современных игр. Люди выбирают игры со своими плюсами и минусами в зависимости от своей внутренней мотивации. 

Несомненно, в будущем необходимо изучение как преимущества, так и недостатков видеоигр. Чтобы лучше понять их влияние на юные умы, в том числе на разных этапах развития личности. Современная система классификации игр по возрасту, принятая в игровой индустрии, не подтверждается всеми исследованиями. 

Материал подготовила Диана Чистякова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *