Культура

Этьен Гаспар Робер. Человек и «Фантоскоп»

Еще до появления анимации и кинематографа по городу бродили скелеты и мумии, летали привидения, выли оборотни и стонали зомби. Города были во власти потусторонних существ… Конечно, это шутка! Ничего такого не было. 

Дело в том, что в начале восемнадцатого века во времена Французской революции очень остро стояли вопросы религии, философии, необъяснимого и непонятного. Люди придумывали байки, сказки и суеверия, находя тем самым  ответ вещам, которые они не понимали.  В то время развлечь себя хорошим испугом было в порядке вещей.  

В литературе и живописи появилось много творений, леденящих душу и заставляющих задуматься о сверхъестественном. В сценическом искусстве, в свою очередь, появились проходимцы или «гении», претендующие на роль Миссии. С помощью «волшебных фонарей» они воскрешали мёртвых, вызывали призраков, общались с нечистью. Народ, далёкий от науки, раскрыв рот от удивления, валил на представления толпами. 

Развитие и заинтересованность в этой области в 18 веке, превратило шоу в незабываемую Фантасмагорию. Среди магов и чудаков, был действительно талантливый изобретатель, научный деятель и иллюзионист Этьен Гаспар Робер, более известный, как Робертсон.С ним Фантасмагория стала феноменом, желанным и непостижимым зрелищем. 

В 1763 году 15 июня в землях Голландии появился на свет несравненный гуру колдовства Этьен Робер. 

«В его жилах текла кровь древних магов, а в книге судьбы было начертано спасти человечество» — так писали о нем и его представлениях. 

Однако, перед зрителями был очень образованный и благородный человек, профессор физики и воздухоплаватель. Он летал в разные страны и города, в том числе Санкт-Петербург. Изучал давление и состав воздуха.  

В начале своей карьеры иллюзиониста, он был преподавателем физики по специальности оптика, любил рисовать и мечтал о творчестве в Париже. 

И вот в 1971 году Этьен переехал в Париж и стал работать художником. В это время он увлекся воздухоплаванием и даже имел собственные разработки в этой области. 

Возможно, в 1793 году Робертсон присутствовал на шоу Поля Филидера. Имея весомый багаж знаний в сфере оптики и творческую натуру, ему не составило труда понять секреты Филидера. Обладая острым умом, зная точные науки, и владея изобразительными навыками Этьен создал собственную зрелищную программу. Безопасную, но пугающую и захватывающую. Премьера Фантасмагории состоялась 23 января 1798 года.  

Шоу Робертсона были очень популярным.

Сочетание науки и иллюзии произвели фурор среди мировой общественности. Используя принцип работы «волшебных фонарей», он создал «Фантоскоп». Оптика была усовершенствована и добавлены колеса, что заставило изображения двигаться. Незамысловатое нововведение приближало и удаляло объекты, передвигало по сцене и создавало эффект реального действия.  

Использование более одного стекла позволило манипулировать несколькими картинками. Дым, зеркала, темнота, марли покрытые воском отлично маскировали механизмы и создавали мрачную атмосферу. Образы появлялись и превращались, благодаря нескольким «Фантоскопам», которые проецировали разные картинки. 

1799 году Fantoscope получил патент.

В этот год Робертсон нашёл идеальное место для своих шоу. Монастырь Капуцинов был наполовину разрушенным жутким зданием. Начиналось представление с того, что публика знакомилась с оптическими иллюзиями по дороге к своему месту. Комната, освещенная свечами, наполнена звуковыми эффектами, имитирующими звук ветра и грома, слышен мрачный напев губной гармошкой. Иллюзионист появляется перед зеваками и читает монолог о жизни после смерти. Начинается шоу! 

Более четырёх лет спектакли проводились в Монастыре Капуцинов. Робертсон гастролировал по всему миру.  Он имел огромный успех  в России, Испании, Соединенных Штатах и других городах. 

Этьен представлял свои шоу с научной точки зрения.

Он никогда не утверждал, что образы его фантасмагорий реальны, но все секреты своей работы держал в строгом секрете. А представления были настолько впечатляющими и яркими, что в те моменты публика, как под гипнозом, верила всему происходящему. 

Не нужно заглядывать в хрустальный шар, чтобы понять, какое это было важное открытие для будущего кинематографа. Кинематографа, который впитал в себя, как губка магию, науку, изобретательность, труд и веру в новое и прекрасное.  

Похоронен Этьен Гаспар Робер в 1837 году в Париже на кладбище Пер-Лашез. 

Материал подготовила Виктория Абрамова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *