Спорт

Чемпионат России как отражение реалий современного спорта

В Челябинске прошёл Чемпионат России по фигурному катанию. Сейчас, в разгар новой волны пандемии, казалось, проведение таких крупных соревнований окажется под вопросом. Но наша федерация не стала лишать поклонников этого спорта праздника. 

И хотя отборочные этапы проходили при полупустых трибунах, зрителей в Челябинске было непривычно много. Поддержки от поклонников было ничуть не меньше, чем в прошлых годах. 

Однако из-за коронавируса Чемпионат лишился некоторых сильнейших фигуристов – из-за болезни или слабой физической формы с соревнований снялись Евгения Медведева, Алёна Косторная, Дмитрий Алиев и пара Виктория Синицина и Никита Кацалапов. 

В условиях снятия лидеров фигуристы «второго эшелона» формально получили допуск к Чемпионату. Однако федерация пересмотрела правила допуска, разрешив некоторым лидерам пройти на соревнования, не участвуя в необходимых отборочных этапах. К сожалению, федерация не разрешила увеличить количество участников, поэтому некоторые спортсмены оказались либо на скамейке запасных, либо даже вне её. 

Справедливо ли? Алина Забора, юная спортсменка из Краснодарского края, которая едва заработала необходимый минимум для прохождения отбора (11-е и 9-е места на двух этапах), возмутилась этим решением. Однако… если бы не болезнь её соперниц, смогла ли бы она своими трудом, талантом и способностями отобраться на ЧР в честной борьбе? 

Вряд ли. Это понимает и её тренер Алексей Урманов, который счёл её недопуск справедливым. 

И вот всё-таки Чемпионат состоялся. Не в полном составе, но это не помешало завязаться нешуточной интриге на соревнованиях. 

По традиции, больше всего страстей было в женском одиночном катании. 

Началось всё достаточно мирно – Анна Щербакова и Александра Трусова на церемонии жеребьёвки дружески общались и фотографировались, что ещё раз доказывает: война между фигуристками есть только в воображении фанатов. 

Перед короткой программой прошёл слух, что одна из фавориток соревнования – Анна Щербакова – может сняться из-за проблем со здоровьем. Она недавно перенесла пневмонию. Но вскоре сама фигуристка отвергла подобные мысли: она будет выступать несмотря ни на что. 

Забегая чуть вперёд, так и случилось. Штаб выпустил подопечную на лёд с температурой в 38 градусов и говорил затем о том, что «спорт – это преодоление». Остаётся вопрос, нужно ли такое преодоление самой спортсменке, федерации и другим участникам? Страшно представить, какие травмы могла получить Анна, если бы она упала с четверного прыжка или с вращения. И как же правила, запрещающие проход в общественные места лицам с температурой? 

По итогам выступления в короткой программе снова возникли обострившиеся в последнее время вопросы о судействе. Олимпийский чемпион в прошлом и тренер сегодня Евгений Плющенко, не стесняясь, прямо в зоне «кисс-энд-край» высказал своё отношение к оценкам своей подопечной – Александры Трусовой.  

С чистым прокатом Саша заняла всего лишь четвёртое промежуточное место. Уступив Анне Щербаковой, едва не упавшей с вращения, юниорке Камиле Валиевой, допустившей падение с прыжка, и юниорке Дарье Усачёвой. То есть Трусова уступила трём ученицам Тутберидзе, от лидера её отделяло 5 баллов. 

Евгений Плющенко мгновенно обвинил судей в предвзятости и – серьёзное обвинение! – «определённой зарядке», то есть взятках. 

Ситуация действительно сложилась странная. Александра Трусова за последнее время много прибавила во второй оценке, за компоненты – это видно невооружённым глазом. Однако она проиграла от двух до трёх баллов своим соперницам, а более опытная и титулованная Елизавета Туктамышева – и того больше. (40.31 у Саши, 39.16 у Лизы и 43.25 у юниорки Камилы Валиевой и 41.04 у Дарьи Усачёвой.) По одному из критериев второй оценки – мастерство катания, которое нарабатывается годами, — у юниорок почти максимальные оценки: 9.00, 9.50, 9.75. У самой «Императрицы льда» — Елизаветы Туктамышевой – эта оценка в среднем 8.75. «Как так получилось?!» — хочется спросить. 

По технике также была разница в 5-7 баллов. И примерно понятно, откуда такая разница – из-за бонусных баллов GOE. Многие зрители, в основном иностранные, заметили, что у Анны и Камилы GOE существенно выше, чем у других спортсменок. Даже у Дарьи Усачёвой, катающей свой первый сезон вместе со взрослыми (но всё ещё числящаяся юниоркой) бонусные баллы за элементы были выше, чем у рекордсменки Трусовой – даже если учесть, что технически программа была одинаковой. 

По базовой стоимости оценка Трусовой была выше, чем у Усачёвой, но с бонусными баллами проигрывала 0.7 балла. Разница второй оценки – 0.3 в пользу Дарьи. Бонусные баллы Саши и большей части других спортсменок редко превышали 1 балл за прыжок. Бонусные баллы за прыжки у Дарьи в среднем 1.3-1.5 балла, у Анны и Камилы – 1.5-2 балла, даже за вращения, которые оцениваются ниже прыжков. 

Отсюда и получилась разница в несколько баллов между лидерами соревнований. Можно понять, почему Евгению Плющенко картина показалась достаточно странной. 

Ко дню произвольной программы зрители были взвинчены, а тренеры, кроме штаба Тутберидзе, пребывали в лёгком недоумении. Все фавориты выступили без грубых ошибок и падений, однако проблема с бонусными баллами вновь вышла на первый план. За четверные прыжки Камила и Анна, подопечные Этери Тутберидзе, получают по +4 балла, а Александра Трусова – по +1-1.5. 

Ситуация с местами чуть изменилась: Анна Щербакова – первая, Камила Валиева – вторая, Александра Трусова – третья. 

На домашних чемпионатах считается нормой выставление оценок выше, чем на международных соревнованиях. Поэтому же результаты домашнего судейства не учитываются при определении мировых рекордов (хотя потенциально на этом чемпионате они были трижды обновлены). Очевидно, что даже на внутренних соревнованиях одни фигуристы роднее других. 

На международных мы вряд ли увидим столь благосклонное судейство. Но есть надежда, что иностранные судьи будут более объективны, чем наши. 

Материал подготовила Камилла Фомичева 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *