В Мире Стиль жизни

Восток –– дело тонкое: аниме и отаку

Японская культура с каждым годом становится все популярнее. Российские школьницы уже давно фанатеют по кей-попу, носят гольфы вместо колготок и говорят «ня» или «тян». Даже певица Мэйби Бэйби «взлетела» и обосновалась в чартах 2020 года за счет косплея героинь аниме! 

Отаку –– так принято называть фанатов в Японии. Этот термин подходит для обозначения последователей любого течения, если к нему добавить вторую часть. Так, пасокон отаку –– это геймеры, а гэйму отаку –– поклонники стримеров. В России так именуют тех, кто увлекается аниме или мангой. Этимология слова намекает на принадлежность человека к затворникам, которые посвящают свою жизнь идолопоклонничеству. 

В Японии слово «отаку» имеет негативное значение. Назвать так человека без его разрешения –– хамство. Хотя поклонники аниме часто просят использовать именно это обращение. В их мире это высший ранг преданности кумиру или своему увлечению.  

На государственном уровне даже был принят закон о разделении понятий «отаку» во избежание конфликтов. Так, анимешников обозначают катаканой –– это можно сравнить с нашим делением на печатное и каллиграфическое письмо.  

Самое популярное среди японцев направление аниме –– Kawai

Оно отличается великой романтикой, скромностью юношей, обязательным присутствием конфликта нерешительности и взросления. Это неизменный базис любого сюжета, от фильма «Love Hina» до «Ichigo». Молодежи нравится на это смотреть. Исследования говорят, что подростки попросту отождествляют себя с героями и мечтают о такой же жизни, либо учатся на их ошибках. 

В России в отаку сложилась кардинально противоположная ситуация

Аудитория аниме тут значительно старше, чем в Японии –– это 18-25 лет. Возможно, это связано с наличием удобств –– на Востоке зрителям достаточно включить телевизор. Нам же необходимо хотя бы найти фильм на сервисах –– кстати, большинство из них блокируются. Аниме практически не переводятся на русский язык. Английский, и тем более японский, знают далеко не все.  

Специфика зрительской аудитории связана также с лицензированием. Российские сервисы почему-то покупают боевики, психологические триллеры, ужасы и крайне кровавые аниме. Отсюда, кстати, наши стереотипы о «японцах с извращенным сознанием». «Пипл хавает» то, что им показывают, и делает неправильные выводы. При этом на российских стримингах в одном ряду рекомендуемого к просмотру стоят «Винни-Пух» и эротический визуал из Японии «Bible Black». На родине аниме такое невозможно –– возрастной ценз не позволит. 

Отаку из России не только меняют свой внешний вид, но и занимаются творчеством. Обычно это фан-арты –– рисунки в стиле манги, созданные в некоммерческих целях. Художники стараются придумать собственный сюжет изображения или подражают очередной серии любимого аниме. В последнее время искусство становится все популярнее –– часто выходят целые-комиксы в виде манги. Причем артисты склонны экзотировать культуру. Они изображают героев с идеальными лицами и вкладывают в рисунки все доступные образы вроде сакуры, самураев и кинжалов.  

Восточная культура для нас –– некий симулякр. Образ того, что мы никогда не видели, но запомнили по крупицам их музыки или кино. На самом деле, она состоит из миллионов самых интересных частей, и аниме тут не на последнем месте. В нем –– собирательный образ японцев и их привычек, жизни, отношений.  

Забудьте все, что вы слышали об аниме до этого! Начните с шедевров Хаяо Миядзаки –– они не оставляют равнодушным никого. Всего один «Ходячий замок», и ваш мир перевернется с ног на голову. Это не просто мультики –– это мораль и сила, справедливость и честь, красота и порядок. 

Материал подготовила Алёна Александрова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *