Культура

Что такое синдром Стендаля: на сколько сильно влияние искусства?

Приходилось ли вам когда-либо испытывать на себе силу искусства? Выразительные образы на картинах, прекрасная музыка, виртуозное пение. Вызывали ли они у вас восторг, резкий подъём настроения, смятение мыслей или внезапное желание совершить что-то прекрасное и возвышенное или, напротив, – ужасное и разрушительное? Если да – то вы, возможно, стали жертвой синдрома Стендаля! 

Синдром впервые был описан итальянским психиатром Грациэллой Магерини в 1979 году и назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. После посещения Италии Стендаль на основе своего путевого дневника издал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция». В ней он подробно описал необычные эмоции и ощущения, которые вызывали у него шедевры живописи в храмах Флоренции. 

22 января 1817 года после визита в церковь Святого Креста во Флоренции, где похоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения, Стендаль записал в своем дневнике:  

«Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей… Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит в моей душе. Ах, если бы я мог забыть!..» 

Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики описывались разными авторами на протяжении последних двух-трёх столетий.

В наши дни синдром Стендаля чаще всего испытывают туристы после знакомства с культурным наследием эпохи Возрождения.

Причина кроется, вероятно, в необычайно высокой концентрации величайших произведений классического искусства, сосредоточенных в Италии – колыбели Ренессанса. Возможно, поэтому синдром Стендаля был описан именно во Флоренции, где собрано огромное количество шедевров. 

Путешественники, попавшие под воздействие этого синдрома, как правило, привлекают внимание окружающих своим не вполне обычным поведением. Они застывают среди флорентийских древностей с блаженным и отрешённым выражением лица или, носятся меж дворцов и музеев с радостными безумными воплями. Бывают случаи, когда пораженный этим расстройством человек может представлять опасность для себя или окружающих. Например, синдром Стендаля считают причиной нескольких актов вандализма, когда туристы пытались разрушить или повредить произведение искусства.  

https://lifeglobe.net/x/entry/7443/12.jpg
Источник: lifeglobe.net 

Клиническая картина синдрома 

Чтобы понять, почему и какое влияние на образованного человека оказывает искусство, необходимо разобраться в корнях патологии. 

Существование синдрома Стендаля научно не подтверждено. Однако Грациэлла Магерини выделяет следующие предпосылки его возникновения. Перенесение внешних культурных объектов во внутренне душевное пространство. Первое «столкновение» с предметами искусства. Долгое вынашивание идеи путешествия (посещения музея, церкви и т.д.). Повышенная эмоциональность. Индивидуальный характер путешествия. 

Психическое расстройство не возникает из ниоткуда. Если оно появилось, значит для этого были предпосылки. При синдроме Стендаля человек всегда воспринимает произведение искусства как безусловную ценность (моральную, эстетическую и историческую). 

Синдром Стендаля проявляется по-разному

Психомоторные и эмоциональные расстройства имеют неодинаковую степень тяжести. Они зависят от пола, возраста и образования человека. 

Существуют общие черты патологического влияния искусства на образованного человека. Среди них выделяются следующие симптомы: учащенное сердцебиение, нехватка воздуха, сдавливание в груди, тошнота, предобморочные состояния, головокружение, боли под ребрами и в области сердца, тяжелое дыхание. Бред и галлюцинации, деперсонализация, кратковременная потеря памяти, помутнение рассудка, агрессия, эйфория, панические атаки, тревожность, параноидальные мысли. 

Часто человек, охваченный флорентийским синдромом, отрешается от реальности и переносится в события, описанные на картине, фреске, мозаике и т.д. Больной отождествляет себя с героями произведения искусства. При этом он может прямо в музее, галерее или церкви начать петь песни, кричать, танцевать, носиться по помещению с нечленораздельными возгласами. Подобное поведение уже считается нездоровым и требует медицинской помощи. 

Приступ может носить кратковременный характер или быть затяжным. В первом случае больному достаточно покинуть помещение, в котором сосредоточены великие произведения искусства. 

Затяжной синдром длится от нескольких часов до 8 дней. При этом индивид полностью отрешается от реальности, перестает воспринимать окружающий мир и людей вокруг. В особо тяжелых формах больной становится социально опасным. Известны случаи, когда при синдроме Стендаля человек даже лишал себя жизни. 

http://sanametallurg.esy.es/images/phocagallery/fotos/Museumobserver/thumbs/phoca_thumb_l_st12.jpg
Источник: sanametallurg.esy.es 

Кто подвержен? 

Исследуя синдром Стендаля, Грациэлла Магерини пришла к выводу о том, что меньше всего данному расстройству подвержены жители Азии и Северной Америки. Культуры этих стран отличается от европейских канонов. 

Коренные жители Италии редко страдают от флорентийского синдрома. Они живут в окружение памяток Ренессанса с детства. Поэтому к подобным вещам у них выработался иммунитет. 

Чаще всего нездоровая реакция на предметы искусства наблюдается у людей: сентиментальных, одиноких, с высшим религиозным, филологическим или культурным образованием. С высоким уровнем интеллекта, ярким воображением, мнительных, с тревожным характером, склонных к параноидальным мыслям, с застревающим типом характера. 

Грациэлла Магерини утверждает, что женщины от 25 до 40 лет в большей степени подвержены флорентийскому синдрому. Это связано с тем, что психика мужчин более устойчивая. Представители сильного пола редко теряют связь с реальностью. Женщины по своей психической природе эмоциональнее и чувствительнее мужчин. 

Источник: telemetr.me 

Лечение патологического состояния 

Если патология обнаружена на ранней стадии, когда человек еще не потерял связь с реальностью, госпитализация не требуется. Достаточно просто изолировать больного от провоцирующих факторов (предметов искусства). Возбужденную нервную систему можно привести в норму с помощью легких успокоительных препаратов, травяных чаев, полноценного отдыха. 

Затяжной прогрессирующий синдром лечится в амбулаторных условиях нейролептиками и транквилизаторами. Назначаются препараты, блокирующие страх, тревогу. И средства, устраняющие вегетативные симптомы и психомоторное возбуждение. 

Лекарственные препараты назначает психиатр после проведения комплексной диагностики пациента. Самостоятельно ставить диагноз и лечить больного без помощи врача нельзя. Это опасно для его жизни. 

Для избавления от флорентийского синдрома также используются методы психотерапии: когнитивно-поведенческий, рациональный и гипноз. 

Материал подготовила Александра Смирнова 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *