Последствия COVID-19 иногда намного страшнее самого заболевания, такие выводы сделал японский врач Коити Хирахата и поделился ими на странице в фейсбуке. По его словам, более трети его пациентов стали лежачими больными после перенесенной коронавирусной инфекции.
С марта Хирахата создает базу данных людей, страдающих от последствий коронавируса. Если в начале у него было всего два пациента с такими симптомами, то сейчас к нему приходят по 70-80 человек в день. Сейчас в базе числятся 378 пациентов, страдающих от последствий COVID-19.
«Две основные особенности — это то, что женщин в полтора раза больше, чем мужчин, и что в основном тяжелые последствия наблюдаются у молодых людей», — сказал он.
Врач пояснил, что среди его пациентов больше всего сорокалетних людей (123 человека), затем следуют тридцатилетние (91) и двадцатилетние (65). Есть два ребенка до десяти лет и еще 24 человека — от 10 до 20 лет. То есть подавляющее большинство (80,69 процента) — это молодые люди до 40-50 лет.
«Иными словами, как раз та возрастная категория, в которой течение болезни считается наиболее легким, дает более тяжелые последствия после заболевания. А те, у кого болезнь проходила бессимптомно, наиболее подвержены тяжелым последствиям», — сказал Хирахата.
Он привел несколько примеров, когда COVID-19 протекал очень легко — невысокая температура держалась день или вовсе не было симптомов, но именно в таких случаях последствия оказались наиболее тяжелыми.
«У каждого пациента сразу несколько симптомов. Самый распространенный — слабость, от нее страдают 97,1 процента. Это состояние может продлиться всю жизнь или по крайней мере несколько лет. В легком случае оно может закончиться через несколько месяцев», — рассказал врач.
Следующий симптом, по его словам, — это подавленность, депрессивное состояние. Его испытывают очень многие — 86,8 процента. Далее — так называемый «туман в голове«, который сопровождается неспособностью сконцентрироваться, плохим запоминанием, неясным сознанием, неспособностью сформулировать мысль, он встречается у 83 процентов пациентов.
От головной боли страдают 77,4 процента, столько же — от боли во всем теле, трудности при дыхании испытывают 73,3 процента. На учащенное сердцебиение пожаловались 71,3 процента, столько же на бессонницу, еще 63 процента — на отсутствие аппетита, а 52,9 процента — на выпадение волос. У 35,2 процента нет обоняния, а 27,9 потеряли вкусовые ощущения. Со временем эти симптомы могут ослабнуть (за исключением слабости, которая может остаться на всю жизнь), но вряд ли исчезнут бесследно, считает Хирахата. Своих пациентов он разделил на две условные категории.
«Первая — это когда после движения слабость приходит не сразу, а через какое-то время. Например, утром человек подвигался, а слабость приходит на следующий день или через день. У людей этой категории высок риск значительного ухудшения состояния. До какой степени значительного? До потери способности двигаться и превращения в лежачего больного. У нас масса таких случаев. Это один из типов последствий», — сказал врач.
Наиболее распространенным симптомом после перенесенного COVID-19 он назвал синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит. Таких людей, по словам Хирахаты, очень много. При этом врач признался, что ни с чем подобным до сих пор не сталкивался.
По его словам, среди лежачих больных в два-три раза больше женщин, их возраст колеблется от 40 до 50 лет. Всего же из 114 таких пациентов — девять детей (довольно много, учитывая, что у детей COVID-19 часто протекает бессимптомно). Обычно последствия инфекции проявляются сразу или в течение двух месяцев после болезни. Точной статистики пока нет, но, по мнению Хирахаты, около 80 процентов тех, кто испытывает посткоронавирусные симптомы, пока не возобновили работу.
Мнение отечественых ученых
В свою очередь кандидат медицинских наук Евгений Комаровский в своем аккаунте в Instagram рассказал, появится ли иммунитет от COVID-19 у здорового человека после общения с носителями вируса.
Врач отметил, что люди, которые по долгу своей работы вынуждены контактировать с большим количеством посетителей, практически не болеют. В частности, продавцы, кондукторы и охранники регулярно «получают» заразу в малых дозах.
«Я уже много раз рассказывал, что тяжесть и риск коронавирусной инфекции прямо зависит от того, какое количество вирусов попадет в дыхательные пути одномоментно. Это известное понятие инфицирующей дозы. И тяжесть коронавирусной инфекции дозозависима», — написал Евгений Комаровский.
Врач пояснил, что у людей, которые постоянно вдыхают небольшое количество вирусов, постепенно происходит формирование защитной реакции организма. Маленькая доза заразы не способна спровоцировать реальные клинические симптомы.
В России на сегодняшний день уже проходит вакцинация от коронавируса. Первая вакцина от коронавируса создана учеными Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России. Препарат уже поступил в медицинские организации Москвы.
Чтобы сделать прививку от коронавируса, необходим паспорт и полис ОМC (не важно, выдан он в Москве или в другом регионе, прикреплены ли вы к медицинской организации Москвы или нет). Для работников отраслей также нужен документ, который подтверждает факт работы в Москве в соответствующей отрасли (например, справка с места работы). Студентам вузов и колледжей необходимо предъявить студенческий билет. Город оставляет за собой право проверить достоверность предоставленных сведений. Москвичам старше 60 лет и людям с хроническими заболеваниями справка с места работы не требуется.
NewsForward провел опрос на тему вакцинации среди жителей Москвы и Подмосковья.
На вопрос «нужно ли сделать обязательной вакцинацию от коронавируса? » ответили 123 человека. 57% считают, что человек должен принимать решение о вакцинации, исходя из собственных соображений, 28% согласны с тем, что вакцинацию надо сделать обязательной и человечество не придумало для защиты от вирусов ничего лучше, 9% выступили против любых прививок, 7% считают, что вакцинация нужна только тем, кто находится в группе риска.
Материал подготовила Александра Смирнова