За несколько лет Китай стал первым торговым партнером США. Наконец, он стал главным партнером по импорту.
Поскольку в этом балансе мировой торговли Соединенные Штаты сегодня проигрывают Китаю, они импортируют товары в объеме 505 миллиардов долларов в 2017 году. А экспортируют лишь 130 миллиардов долларов. И в результате дефицит торгового баланса США в Китае в 2017 году составил более 375 миллиардов долларов. Это в 10 раз больше, чем 20 лет назад. И именно этот дисбаланс заставляет Дональда Трампа хотеть облагать налогом товары, импортируемые из Китая, чтобы остановить промышленный спад в США. И именно этот дисбаланс вызывает опасение на счет торговой войны между двумя странами.
Итак, давайте сначала посмотрим более внимательно на характер торговли между США и Китаем. Что именно США импортируют из Китая?
В основном это электронная техника — мобильные телефоны и компьютеры. Данный вид товаров далеко впереди остальных. Но и не меньшее количество составляют телекоммуникационное оборудование, хлопок и ткани, следом идут компьютерные аксессуары и игрушки, спортивное оборудование, мебель, автомобильные аксессуары, мелкая бытовая техника и электроприборы. В свою очередь США экспортируют в Китай в основном самолеты, промышленные машины, медицинское оборудование или автомобильные аксессуары.
Дональд Трамп хорошо понимает зависимость своей страны от китайского импорта. Кроме того, он пообещал американцам возродить индустрию Med в Америке, поэтому с марта мы наблюдаем реальное объявление о повышении уровня торговли как со стороны США, так и со стороны Китая. Словесный переполох заставляет все больше опасаться торговой войны между двумя странами. Объявления о введении таможенных пошлин государственными объединениями, осуждение, шантаж, обещание возмездия – все это заставляет насторожиться.
Реальная проблема заключается в том, что если эта словесная эскалация превратится в торговую войну, эта война будет иметь реальное экономическое влияние не только на противоборствующие страны, но и на остальной мир. Китай имеет гораздо больше привилегий, чем сказал советник по торговле Белого дома Питер Наварр. Он может быть прав в том смысле, что в три раза больше товаров путешествуют из Китая в США, чем наоборот. Таким образом, у Пекина мало рычагов в плане налогов и таможенных пошлин по отношению к своему партнеру, но американский потребитель может многое потерять.
В США в магазинах все из Китая, но у Китая есть другие рычаги, которые он может активировать. Например, долг США имеет почти 1 тыс. милл. долларов, которые он может продать массово. Кроме того, недавно стало известно, что Китай начал в марте и апреле продавать займы Казначейства США, и Америка действительно нуждается в этом финансировании из-за политики Дональда Трампа и роста процентных ставок. Другой рычаг – денежное оружие. Снижение китайской валюты негативно влияет на доллар, и известно, что в Китае обменный курс контролировался властями. Что легко возвращает несколько пунктов конкурентоспособности своим экспортерам.
Но это может негативно сказаться на обеих странах. Китай знает, что ему нужно сохранить стабильную валюту, если он хочет получить признание как одной из самых мощных финансовых стран и привлечь иностранные инвестиции.
Таким образом, мы видим, что отношения между двумя странами являются более сложными, чем кажется на первый взгляд. Нет уверенности, что Соединенные Штаты, как Китай, заинтересованы в том, чтобы начать торговую войну даже в финансовой войне.
Материал подготовил Кашалла Хассан Маллум