Люди коллекционируют все: монетки, фантики, алкоголь, галстуки. Во всем этом многообразии особую роль отдают сникерхедам. Они собирают кроссовки. И это уже превратилось в целый культурный пласт. О них снимают кино, подкасты и слагают легенды.
Век удобных кроссовок — сникеров — начался в 80-х в Америке. Этому способствовало подражание рэперам и баскетболистам, которые часто сотрудничали с Найком или Адидасом. Интерес покупки обуви возник с целью получения эксклюзива –– того, чем ты похвастаешься в гетто или среди друзей. Уже со временем увлечение переросло в индустрию, которая сопровождает музыку, кино и спорт.
У коллекционеров кроссовок может быть тысячи.
Причем они необязательно их носят. Как на Мона Лизу, на Nike Air 90-го года можно смотреть, но не трогать.
У сникерхедов своя тусовка — примерно полжизни они проводят на улице в очередях.
Часто их можно встретить на фестивалях уличной культуры, в местах, где «бомбят» граффити. В Интернете тематические группы обычно совмещены с магазином — так можно одновременно популяризировать и продавать, организовывать барахолки и торги.
Самая известная коллекция принадлежит некому Мику, жителю Пекина.
У него есть кроссовки с подписями всех баскетболистов Chicago Bulls и пара джорданов в единственном экземпляре. Достояние Мика оценивается экспертами в 350 тысяч долларов.
Сникерхедом может стать любой, от офисного работника до футбольного фаната или того, кто просто увлекается модой. Они знают все об истории кроссовок, их ценах и ресейлах. Если в шоу «Кто хочет стать миллионером?» прозвучит вопрос на миллион о сникерах, будьте уверены, их ценители смогут помочь на подсказке «Звонок другу»! Даже глубокой ночью отъявленные фанаты расскажут обо всем, что с этим связано.
Легко догадаться, куда уходят все деньги сникерхэдов
— «половина на кроссовки + по четверти на то, чтобы занять место в очереди и на перелет в Европу или США». Российские «кроссовочники» предпочитают покупать обувь за границей. Даже с пошлиной и таможенными взысканиями цена окажется меньше, чем в бутиках или рестоках столицы.
У каждого сникерхеда есть «набор джентельмена» — так называют средства ухода за кроссовками.
Это щетка, средства для кожи и замши, стельки, отбеливатели и визитка специальной химчистки. Именно кропотливость и внимательность к паре стоят во главе умения отличить фейк от оригинала по цвету шнурков или следу от протектора. Археологам стоит поднапрячься в вопросе уникальности собственных знаний!
Самая знаменитая в культуре пара кроссовок— это Yeezy Boost от Канье Уеста.
Уже на протяжении 5 лет очереди за обувью от иконы рэпа и стиля формируются за несколько суток до презентации. Кульминационной считают дату выпуска Yeezy 750 — тогда возле еще не открытого магазина в Москве стояло около трех тысяч человек. Половина из них занимаются перепродажей —это реселлеры, которые получают в два раза больше денег, чем официальные бутики. Они организовывают торги для тех, кто не успел купить кроссовки или получил 1025-й номер в очереди за ними.
За каждой парой стоит личность.
Чем она весомее, тем круче кроссовки. Например, Nike Air Max 95 No Sew не были на слуху, пока в них не заметили Дмитрия Медведева.
В 2020 году случился перелом.
Весь коннект с зарубежными коллегами и поставками потерян. Поэтому в 2021 году все московские магазины кроссовок начнут ребрендинг. Внутри страны владельцы будут искать уникальные модели и покупать в свой сток. Да здравствует кроссовочное эмбарго!
Культура сникерхедов похожа на фильм о Властелине колец. В их случае тоже есть «моя прееелесть» и целая война за пару. Если вы когда-то заметите на Кузнецком Мосту ночью холодных и голодных ребят, не спешите кидать мелочь. Возможно, это школьники, которые ждут новый коллаб Найка с Трэвисом Скоттом за несколько сотен тысяч рублей.
Материал подготовила Алёна Александрова