К цифровизации учебного процесса мы шли уже давно, и уверенно. ВУЗы запускали онлайн-курсы, школы предлагали ученикам онлайн-олимпиады. Коронавирус, разогнавший нас по домам и квартирам, выступил неким катализатором, запустившим этот процесс. Так ли хороша цифровизация в образовательной сфере? Нужно ли это студентам и школьникам?
Мы предполагаем, что мир ещё не готов к такому формату обучения.
Во-первых, не все профессии можно освоить через Интернет. Достаточно подумать о любой профессии, где необходима практика: например, врач, тем более хирург. Конечно, никто не хотел бы, чтобы его оперировал специалист, обучался делать операции по видео. Проверка знаний также затруднена. Списать на экзамене перед компьютером намного проще, чем списать в аудитории перед преподавателем. Каких специалистов мы получим на выходе?
Во-вторых, ученик во время такого обучения получает только сухие факты, эмоции при общении через экран компьютера (тем более, если не видишь собеседника) передать в разы сложнее.
Екатерина Шульман в интервью Светлане Миронюк (РБК) назвала такой формат «суррогатом». Естественно, она не имела в виду всё онлайн-образование, лишь часть. Екатерина отметила, что обучение — это не просто передача фактов от учителя к ученику, это всегда нечто большее. А при дистанционном формате теряется главная функция сферы образования — воспитательная.
В-третьих, Интернет сделал факты доступными, и естественно, знания потеряли свою прежнюю ценность. То есть, образование это не просто получение общедоступных фактов, но и умение эти факты вычленить и применить. То есть любой преподаватель должен обучать обучаться. Шульман отметила: «Образование должно давать тебе ту рамку, которую ты этими фактами будешь заполнять». Сделать это в дистанционном формате, опять же, почти невозможно.
В-четвертых, по словам Шульман больше всего от такого формата пострадают регионы, здесь можно обратиться к разнице в финансах. Действительно, состоятельные люди выбирают традиционные методы обучения, отправляя своих детей в частные школы и пансионаты.
Мы провели опрос среди респондентов от 15 до 30 лет, о том, что они думают по поводу перевода обучения в онлайн-формат и вот какие результаты мы получили на выходе:
Большинство тех, кто получает образование на данный момент (45%), отрицательно относятся к переходу на дистанционное обучение, однако 20% отметили, что в данном формате есть как минусы, так и плюсы. В итоге, 60% опрошенных при предоставленном выборе, предпочли бы остаться на традиционном офлайн-обучении. Те же 60% отметили, что в онлайн-формате не хватает концентрации — домашняя обстановка слишком расслабляет.
Можно сделать вывод, что в дистанционном обучении (в том виде, в котором мы видим его сейчас), больше минусов, чем плюсов.
Материал подготовила Дарья Перкокуева