Слово graffiti пришло из Италии и означает «нацарапанный». Такой перевод, конечно, смущает — разве творческое самовыражение можно назвать так?
Оказывается, да
Прообразы граффити появились в Древнем Риме и использовались для обозначения дороги или места временного обитания. Как бы ни препирались современные художники, их коллеги писали на стене «Тут был Цезарь», а не рисовали Колизей. Конечно, надписи были разные: любовные послания, химические формулы, автографы лордов и магические заклинания. Да что говорить, даже Виктора Гюго на написание «Собора Парижской Богоматери» вдохновило слово «рок» на стене храма.
До семидесятых граффити служило формой словесной перепалки или выражения культурных веяний.
Поэтому их обычно исследуют с точки зрения «кем, зачем и для чего» написано, а не художественной ценности. «И слова пророков написаны на стене подземки» — так звучал припев культовой песни того времени.
В привычном нам виде граффити появились в Нью-Йорке.
Райтеры связывали свои работы с хип-хопом. Мысль и слово ушли, уступив место эстетике. Свобода и самовыражение захватили сознание социума. По метро бегали разрисованные составы. Популярностью пользовались белые и плоские вагоны центральных поездов, а не бруклинские из гофрированной стали.
После того как из Нью-Йорка мастеров нещадно выгнали и закрасили все их работы, свободные художники переместились в Лос-Анджелес. Некоторые граффитчики все же остались в «городе жёлтого дьявола». Они создали движение для предприимчивых туристов, которые во что бы то ни стало оставляют свои автографы на стенах города.
Культовая эпоха граффити 20 века отразилась в книгах «Wild Style» Чарли Ахерна и «Subway art» Герни Чэлфанта. Они составляют базу рекомендованной к изучению литературы для культурологов в Америке.
Сейчас на исторической родине граффити существует огромная проблема подрыва престижа уличных художников и их работ. Во-первых, это связано со слиянием с хип-хопом. Во-вторых, дело в конфликтах с местными бандитами, которые «метят» территорию влияния на стенах с помощью аэрозольных красок. Это же является причиной того, что отрасль не так популярна среди девушек. Погони, перестрелки и околопаркур слишком опасны.
В результате гонений большое количество художников уехали в Европу — Францию, Германию и Польшу.
В России популярны местные авторы, которые «запрыгнули на волну» вместе с увлечением брейк-дансом.
Танцоры, побывавшие в Европе, так впечатлились направлением, что сразу привезли ее на Родину. Особенно повезло тем, кто из Калининграда. Местные власти были поражены красотой увиденного. Они даже узаконили визуальную среду для райтеров!
В Москве с этим сложнее. Даже хорошие работы усердно закрашиваются. А получить разрешение можно, пройдя огонь, воду, медные трубы и адовые очереди в МФЦ. К тому же, ряды граффитчиков значительно поредели – кому вообще нравятся ограничения свободы творчества и усиление охраны объектов?
Современные художники все чаще рисуют не на зданиях.
Особенно сильно на это повлияло, как ни странно, возникновение Инстаграма! Новый челлендж среди райтеров –– граффити на грузовиках службы доставки или офисах коммерческих предприятий. К нему присоединился даже Бэнкси. Его рисунок на фургоне широко разошелся в социальных сетях. После этого одиозные бизнесмены решили разрисовывать служебные машины. Некоторые американские райтеры таким образом получили официальную оплачиваемую работу.
Граффити в некоторых странах уже стало полноценной частью города и экстерьера.
Свобода, эстетика и выразительность –– вот чего требуют жители и так работают мастера граффити. Когда власть прислушивается к обоим, в городах случается взрыв искусства и красоты. Это отличный способ добавить позитива в серые будни обывателей.
Материал подготовила Алёна Александрова