Культура

Сюрреализм: визуальный парадокс

  Наверняка, большинству знакомо имя Сальвадора Дали. Услышав слово сюрреализм, многие в первую очередь подумают именно о нём. Однако, это течение охватывает творчество куда большего числа художников.

 При всей необычности картин в таком жанре, у направления немало почитателей. Есть и те, кто считает это течение «слишком сложным и непонятным». В статье расскажу вам об истории сюрреализма, покажу работы значимых представителей течения. И развенчаю мифы, что сюрреализм – искусство для помешанных рассудком, или что понять это направление невозможно. 

  Когда зародилось направление?

  Сюрреализм появился в начале XX века, если точнее, в 1920-х годах. Главные его особенности – использование аллюзий (отсылок) и парадоксальное сочетание форм. Течение сформировалось под влиянием теории психоанализа Зигмунда Фрейда, которая в своё время явилась революционным открытием в психологии. Сюрреализм провозгласил свободу души над материальным миром, высвобождение иррационального, парадоксального, странного. Художники этого направления позволили себе сломать устоявшиеся представления о прекрасном, разрешённом и запрещённом. Они рисовали уродливые, с точки зрения привычного представления об эстетике и пропорциях, формы, картины эротического и магического содержания. На своих полотнах они совмещали реальное и ирреальное, как бы ставя вопрос: что есть настоящая действительность?

  Сюрреалисты хотели проникнуть в глубины своего подсознания, добраться до спрятанного, скрытого от общественных глаз. Скрытое даже от самих себя. Были случаи, когда они рисовали картины под действием психотропных веществ, алкоголя, сильного чувства голода. Им казалось, что доводя себя до крайности, они смогут открыть что-то, недоступное для них в обычном состоянии.

  Своё начало сюрреализм берёт из дадаизма – авангардистского течения, сформировавшегося в Швейцарии во время Первой мировой войны. Это направление провозгласило абсурдность жизни, нелепость происходящего, переоценку ценностей, отрицание канонов в искусстве.

  Позднее, распространившись в Европу, в частности, во Францию, дадаизм дал основу новому направлению – сюрреализму. Первая выставка сюрреалистов прошла в 1925 году в Париже. В дальнейшем течение только набирало обороты, оказывая влияние на всё возрастающее число деятелей искусства. 

  Основоположником сюрреализма считается Андре Бретон – французский писатель и поэт. Его перу принадлежат такие работы как «Манифест сюрреализма. Растворимая рыба» (1924), «Второй манифест сюрреализма» (1929). Им была создана группа сюрреалистов, которая сформировалась после первого «Манифеста сюрреализму».

  Удивительное, непривычное, разрывающее шаблоны течение – вот чем явился сюрреализм, дав возможность для самовыражения многим художникам. И теперь я хочу поговорить именно о них.

  Художники-сюрреалисты

  Рене Магритт

 Бельгийский художник-сюрреалист. В его картинах интересно то, что он не видоизменял реальный вид предметов. А делал упор на их парадоксальное, странное сочетание. Как говорил он сам, его целью было заставить зрителя задуматься. Он как бы задавал зрителю вопрос, готов ли тот посмотреть иначе на привычные вещи.

  «Потерянный жокей» — работа, написанная в 1926 году. По мнению самого художника, его первая удачная картина в жанре сюрреализма. Однако в последствие к этому сюжету он возвращался ещё не раз на протяжении всей жизни.

  «Вероломство образов» — одна из самых известных его картин. Вообще у художника есть цикл работ, где на полотнах под нарисованными предметами Магритт оставляет подпись, что это не этот предмет. Конкретно здесь мы видим курительную трубку, а под ней слова: «Это не трубка». Смысл здесь можно увидеть следующий: изображение какого-либо объекта не является этим самым объектом. Таким образом, Рене Магритт нарушает привычные ассоциации.

«Сын человеческий» — работа, написанная в 1964 году, за три года до смерти художника. Как мы видим – на полотне изображён человек, лицо которого закрыто большим яблоком. Однозначной интерпретации здесь нет, но многие, конечно, усматривают библейский сюжет: человек продолжает поддаваться искушениям. В другом понимании, мужчина воспринимается как представитель общества, желающего обладать материальными благами. Эти ложные цели и закрывают ему обзор для чего-то более важного. Однако, как замечают некоторые, мы всё же видим часть правого глаза изображённого. Может быть, это символ того, что он пытается посмотреть несколько шире, выйти за рамки. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/211794/fc245c27-237f-4f3e-9ce4-f3be577f0eec/s1200?webp=false

Вольфганг Паален

Австрийский и мексиканский художник, работавший в жанре сюрреализма. В своих картинах он пытался соединить абстракционизм и сюрреализм.

Открыл такую технику написания изображения, как фьюмаж. Такой способ написания изображения представляет собой работу не красками, а создание картины при помощи копоти свечи или керосиновой лампы. Также, Паален начал писать необычные пейзажи, которые выглядели как сказочные, магические и нереальные. Эти пейзажи он назвал «космическими абстракциями».

«Небесный спрут» (1938 год)
«Запретная земля», 1936

Сальвадор Дали

Испанский художник, график, скульптор, сюрреалист, писатель, режиссёр. Фигура этого человека значима и широко известна. За свою жизнь он работал не только как художник, но популярность приобрёл благодаря живописи.

https://st.kp.yandex.net/im/kadr/1/8/7/kinopoisk.ru-Salvador-Dal_26iacute_3B-1871244.jpg
kinopoisk.ru

  Его картины наполнены попыткой психологически осознать и понять внутреннее «я» через символизм и уход от реального изображения форм и предметов. Он опирался на теорию психоанализа Фрейда, стараясь образно осмыслить внутренние проблемы и скрытые желания. Ему принадлежит фраза: «Сюрреализм – это я», которую он сказал в ответ на его исключение из общества сюрреалистов, организованного Андре Бетоном. Это случилось в 1936 году, когда к власти пришёл Франсиско Франко. 

  Свою манеру написания работ Дали назвал параноидально-критическим методом. В одной из статей 1937 года он сам так характеризует его: «спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критическом соединении бредовых явлений». Создавая работы, он старался дать полную волю сознанию, и потому считал, что они не поддаются логическому объяснению.

«Постоянство времени» (1931) – одна из самых известных работ художника. Многие считают, что эта картина символизирует скоротечность времени, его ускользание для живущих. Но при этом непоколебимость и статичность самого времени. Ведь его замечаем только мы, само по себе время не меняется, а было, есть и будет.

«Сон», 1937 год
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216982/74c049cd-9974-4b91-b62f-59f41f16f0d4/s1200?webp=false

«Лицо войны» (1940 год) – очень мрачное, эмоционально-яркое полотно, которое, кажется, буквально кричит от боли и страха. И заставляет смотрящего невольно съёжиться от увиденного. 

Фрида Кало

Мексиканская художница, известна своими автопортретами в сюрреалистичном стиле. Она прожила нелёгкую жизнь, что отразилось в её творчестве. В детстве переболела полиомиелитом. В 17 лет перенесла серьёзную автомобильную аварию, сильно сказавшуюся на её здоровье, вследствие многочисленных травм, полученных при столкновении. Именно после автомобильной катастрофы она начинает заниматься творчеством. Картины Фриды Кало проникнуты её болью, внутренними тревогами, во многом автобиографичны. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» — так говорила она о своей деятельности.

«Две Фриды» (1939) – это полотно посвящено разрыву между Кало и её мужем Диего Риверой. Кроме того, в картине есть детали, которые могут указывать на отсылку к происхождению художницы (отец – немец, мать – метиска индейцев и испанцев), а также на перенесённые хирургические операции.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1748372/a5fac759-d9a0-47b0-8b5a-db54ccdf8ade/s1200?webp=false
«Сон» (1940)
Фрида Кало за работой

Макс Эрнст

Немецкий и французский художник, сюрреалист. Его интересовала живопись душевнобольных с точки зрения их интерпретации реальности. Как и на многих сюрреалистов, сильное впечатление оказала на него война, перевернув мировоззрение художника. Он писал следующее: «Мы, молодые люди, возвратившиеся с войны, испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру. Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи». 

  Через разрушение, страх и непонимание, он старался прийти к созиданию, создавая картины, наполненные эмоциями.

  Кроме того, Макс Эрнст является основоположником техники фроттаж. То есть, создания изображения посредством натирания карандаша о поверхность.

«Ангел домашнего очага» (1937) – полотно, созданное под впечатлением от реальных событий. Художник в виде монстра изобразил фашизм, накрывающий Европу. Название в данном случае не соотносится с содержанием, а только подчёркивает ужас происходящего.

   Этой статьёй я хотела сказать, что сюрреализм – сложное и многомерное направление в искусстве. Это, если угодно, не просто стиль живописи, но и образ мышления. Через нереальные образы художники изображали вполне реальные события, воплощая через ассоциации чувства и эмоции. Своим творчеством они ставили серьёзные вопросы, ломали стереотипы и привычное представление. И ещё, учитывая исторический контекст, можно сказать, что сюрреализм – это не просто искусство чувства, но искусство боли. Оно зародилось в первой половине XX столетия, раздираемого противоречиями и ужасами. Сюрреалисты, стараясь понять себя и мир вокруг, переносили свои переживания на полотна, творя искусство во время чумы. 

  Любить и принимать это течение – дело сугубо личное. Кто-то видит в этих изображениях нечто прекрасное, кто-то нагромождение некрасивых и кривых форм. Но, думаю, сюрреализм в некотором смысле одно из отражений прошлого столетия. Оно представляет возможность выйти за рамки и увидеть реальность даже не с другой стороны, а просто иначе, под иным углом. 

Материал подготовила Анастасия Шеина

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *