В России Культура

Заполнить пустоту: что ждет театры после карантина

Кинотетатры, салоны, рестораны, магазины — все сферы бизнеса в нынешней обстановке сильно пострадали. Но грех жаловаться, когда существуют театры, которые во всех смыслах зависят от человека. Пустые залы, невозможность репетировать или «прогонять» материал — это настоящая пытка. Мы попытались разобраться, что их ждет в обозримом будущем. Как они справятся? Какие форматы внедрят? Может, исчезнут из культурной повестки россиян? Прежней их жизнь точно не станет.  

Последний герой  

Запрет властей на театральную деятельность появился 17 марта. Больше всего пострадали региональные и детские организации. У них и до этого были финансовые проблемы — сейчас ситуация усугубилась. Если Большой театр или МХТ может транслироваться в Ютубе, то их младшие «братья» большим спросом онлайн не пользуются. 

 Подготовкой и контентом культурных учреждений можно только гордиться. Театры Пушкина, на Малой Бронной, МХТ, Большой, на Таганке — все используют средства коммуникации на максимум. Репетиции, постановки, собрания, конференции отлично проводятся и на дистанции. А вот об онлайн-постановках говорить сложнее. По мнению работников, театр без зрителей, смеха, эмоций и даже кашля и звонков мобильного не сможет иметь должного успеха. 

Что будет дальше 

После будет еще труднее. Даже в третьей волне снятия мер карантина люди побоятся идти на массовые мероприятия. За несколько месяцев мы все станем щепетильно-стерильными приверженцами дистанции. Ни о каких соседних сидениях речь идти точно не будет. По прогнозам ведущих театров Москвы, спрос будет нулевой.  

Еще одна причина — сдвиг сфер интересов и переворот по Маслоу. Наши потребности в признании обществом или ежедневный культурный досуг исчезнут на неопределенный срок. Концерты, спектакли и кинопоказы станут, как минимум, не предметами первой необходимости. Важна и сезонность: доказано, что спрос на театры падает в конце лета. Не совпадет время отмены карантина и лучших постановок. Кроме того, они не будут достаточно отрепетированы, доработаны и подготовлены к показу. 

Есть один существенный плюс — государственная помощь. Нашим театрам можно будет расслабиться с учетом пересмотра государственных заданий на год. Главная цель сейчас — поддержать в нужном настроении сотрудников и зрителей. 

А как у них? 

Идеальным примером помощи театрам можно назвать Англию. Там выпустили «Рекомендации для организаций и частных лиц». Документ рассчитан на помощь трем сферам: культурным предприятиям, отдельным режиссерам и работникам сферы. Суть работы такова: все гранты, национальные проекты и планы финансирования перераспределяются на поддержку области искусства.  

Во Франции артисты пошли дальше. Для поддержания отношений между ними и зрителями появились новые методы общения. Теперь в программе — чтение сказок и стихов онлайн, запуск собственного радио и интервью. 

Примеры иностранной организации работы постепенно приходит к нам. Есть, например, «Практика» от одноименного театра или «БрON AIR». Это читка романов, подкасты от артистов, анонсы премьер, рекомендации для зрителей и лекции специалистов по культуре.  

Даже при поддержке государства и частных лиц, театры по всей России обречены на кризис после карантина. Несовпадение сезонов, финансовых возможностей и настроений в обществе явно сыграют не на руку. Теперь нам остается важное — скооперироваться. При совместной работе и поддержке интересов мы сможем выжить! Театры снова покажут «Анну Каренину» перед полным залом, а мы займем очередной выходной походом на спектакль. Опять активно будут анонсироваться новые постановки, и артистов Большого озарят софиты. 

Материал подготовила Алена Александрова 

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *