«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
— Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…» — М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
В начале 1920-х годов Габриэль Шанель захотела создать первый парфюм Chanel. Это должен был быть «искусственный женский аромат, который пахнет Женщиной». Новый запах, созданный человеком. Коко обожала чистоту, и хотела, чтобы аромат был свежим и чистым, словно запах мыла и свежевымытой кожи.
«Духи – это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла…»
Работу над новыми духами Шанель доверила российско-французскому парфюмеру Эрнесту Эдуардовичу Бо. Бывшему парфюмеру царского двора, который эмигрировал из России после революции 1917 года. В Первую мировую войну Бо служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах парфюмер писал, что создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны: «Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…»
Вместо того чтобы создавать однонотные ароматы, как было принято в то время, Бо играл со смесью цветочных запахов. В аромат для Шанель были включены такие парфюмерные ноты как ветивер, иланг-иланг, сандаловое дерево, жасмин, нероли, роза и другие. Кроме этого, он добавил ингредиент, который только начинал использоваться в парфюмерии, но не приобрел популярности — альдегиды. Синтетический компонент усиливал ноты и заставлял их оживать, добавляя необычную сложность аромату.
Аромат Chanel Nº 5 состоит из следующих парфюмерных нот:
- Верхние ноты: альдегиды, нероли, иланг-иланг, бергамот, лимон
- Ноты сердца: ирис, корень фиалки, жасмин, ландыш, роза
- Базовые ноты: амбра, сандаловое дерево, пачули, мускус, виверра, ваниль, дубовый мох, ветивер
Существует легенда, что аромат Chanel №5 фактически был результатом ошибки. Помощник Эрнеста Бо допустил неточность и добавил чрезмерную дозу альдегида, которая никогда ранее не использовалась.
Эрнест Бо представил Шанель на выбор десять образцов ароматов под номерами с 1 по 5 и с 20 по 24. Мадемуазель выбрала пятый. Именно этот вариант Коко посчитала приближенным к тому идеалу, который себе представляла. К тому же, число пять было ее любимым.
Новаторским был не только сам аромат, но и флакон, который отличался от того, что было в моде. Вместо сложной формы и разнообразного орнамента Коко Шанель, стремящаяся к лаконичности, выбрала параллелепипед из стекла, который демонстрировал золотистые духи. Этикетка также была максимально простой: на белом квадрате черными буквами было написано название парфюма Chanel №5.
В 1954 году журналист, интервьюировавший Мэрилин Монро, спросил у актрисы, что на ней надето, когда она ложится спать. Ответ стал слоганом рекламной кампании духов: «Несколько капель Chanel Nº 5».
Материал подготовила София Захарова