Культура

Владимир Маяковский: революция в поэзии

«…Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —»

Владимир Маяковский, «Ода Революции».

         Поэт, актёр, режиссёр, художник и редактор. За свою недолгую жизнь Маяковский опробовал себя во многом. Однако главной его заслугой стала революция. Революция стиха и творчества. 

Маяковский со своей семьёй

         Будущий поэт-футурист родился в 1893 году в Грузии, село Багдати. В семье было пятеро детей. Две дочери и три сына. Владимир единственный из мальчиков, кто выжил. 

Позже семья переезжает в Кутаиси, где будущим поэтом занимается художник Сергей Краснуха. Здесь Маяковский впервые участвует в митингах, когда до Грузии докатилась первая волна революции.

В возрасте 13 лет у Владимира умирает отец от заражения крови. Он поранил палец иглой, сшивая бумаги. Это сильно повлияло на мальчика. До конца жизни он носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья Маяковского переезжает в Москву. Владимир поступает в гимназию и пишет там свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и публикует в нелегальном школьном журнале. 

В 1909-1910 годах поэта несколько раз арестовывают за вступление в партию большевиков и работу в подпольной типографии. Позже его сажают в бутырскую тюрьму на 11 месяцев, где он всерьёз увлекается поэзий. Пишет свои первые стихотворения, но тетрадь со всем творчеством изымает охрана. В тюрьме Маяковский мечтал о новом искусстве, новой эстетике. 

Большой шаг в революции Маяковского стало знакомство с Давидом Бурлюком. Ему будущий поэт читает свои первые «плохие куски» стихотворений, от которых Бурлюк остаётся в восторге. Позже Маяковский вспоминает: «Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение.» Пришлось писать!»

Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц — 1912г.

18 декабря 1912 года создаётся общество кубофутуристов. Тогда же они заявляют о себе манифестом: «Пощечина общественному вкусу»: «<…> Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. <…> Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!» 

Кубофутуристов встречают морем свистов и негодованием. Такую реакцию ждали. Отсюда и пошли громкие заявления, отказ от цензуры, богоборчество и вызов обществу. Кубофутуристы стремились «стряхнуть с языка» поэтические красивости и возродить чистый язык. 

Такое пренебрежительное отношение отразилось на Маяковском. Не смотря на ярый отказ от нормы, поэт всё же любил классику и это проглядывается в некоторых его работах. 

В 1919 году, уже после революции, началась эпоха «Окон РОСТА». Художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты. Работа шла очень напряжённо. Маяковский и его коллеги нередко оставались допоздна чтобы выпустить партию в срок.

В 1922 году Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств». Начинает выпускаться одноимённый журнал, на страницах которого публиковали стихи, снимки авангардных фотографов, новые архитектурные проекты и новости «левого» искусства. 

В 1928-1929 годах поэт пишет пьесы «Клоп» и «Баня». Обе пьесы вызвали огромный ажиотаж. Некоторые зрители принимали их как сатиру на бюрократию, а некоторые на советский союз. С этого момента жизнь Маяковского пошла под откос. 

В 1930 году поэту впервые не одобрили выезд за границу. На Маяковского обрушилась официальная критика.

Памятник Маяковскому на Триумфальной площади в Москве

Вскоре он умирает. Его наследие остаётся за роковой любовью Лилией Брик. Она хочет, чтобы наследие Маяковского жило вечно и обращается к Сталину. В своём ответе Иосиф Виссарионович называет поэта «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Письмо печатают в «Правде» и произведения Маяковского издаются в огромными тиражами, и его именем называются улицы и площади в городах. 

Владимир Маяковский является поистине ярчайшим поэтом 20 века. Своей новой подачей, знаменитой «лесенкой» интонации, словами, которые передают все его чувства и эмоции он открыл новую дверь в поэзии.

Материал подготовил Александр Афонин

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *