«…Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —»
Владимир Маяковский, «Ода Революции».
Поэт, актёр, режиссёр, художник и редактор. За свою недолгую жизнь Маяковский опробовал себя во многом. Однако главной его заслугой стала революция. Революция стиха и творчества.
Будущий поэт-футурист родился в 1893 году в Грузии, село Багдати. В семье было пятеро детей. Две дочери и три сына. Владимир единственный из мальчиков, кто выжил.
Позже семья переезжает в Кутаиси, где будущим поэтом занимается художник Сергей Краснуха. Здесь Маяковский впервые участвует в митингах, когда до Грузии докатилась первая волна революции.
В возрасте 13 лет у Владимира умирает отец от заражения крови. Он поранил палец иглой, сшивая бумаги. Это сильно повлияло на мальчика. До конца жизни он носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
После смерти отца семья Маяковского переезжает в Москву. Владимир поступает в гимназию и пишет там свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и публикует в нелегальном школьном журнале.
В 1909-1910 годах поэта несколько раз арестовывают за вступление в партию большевиков и работу в подпольной типографии. Позже его сажают в бутырскую тюрьму на 11 месяцев, где он всерьёз увлекается поэзий. Пишет свои первые стихотворения, но тетрадь со всем творчеством изымает охрана. В тюрьме Маяковский мечтал о новом искусстве, новой эстетике.
Большой шаг в революции Маяковского стало знакомство с Давидом Бурлюком. Ему будущий поэт читает свои первые «плохие куски» стихотворений, от которых Бурлюк остаётся в восторге. Позже Маяковский вспоминает: «Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение.» Пришлось писать!»
18 декабря 1912 года создаётся общество кубофутуристов. Тогда же они заявляют о себе манифестом: «Пощечина общественному вкусу»: «<…> Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности. <…> Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»
Кубофутуристов встречают морем свистов и негодованием. Такую реакцию ждали. Отсюда и пошли громкие заявления, отказ от цензуры, богоборчество и вызов обществу. Кубофутуристы стремились «стряхнуть с языка» поэтические красивости и возродить чистый язык.
Такое пренебрежительное отношение отразилось на Маяковском. Не смотря на ярый отказ от нормы, поэт всё же любил классику и это проглядывается в некоторых его работах.
В 1919 году, уже после революции, началась эпоха «Окон РОСТА». Художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты. Работа шла очень напряжённо. Маяковский и его коллеги нередко оставались допоздна чтобы выпустить партию в срок.
В 1922 году Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств». Начинает выпускаться одноимённый журнал, на страницах которого публиковали стихи, снимки авангардных фотографов, новые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
В 1928-1929 годах поэт пишет пьесы «Клоп» и «Баня». Обе пьесы вызвали огромный ажиотаж. Некоторые зрители принимали их как сатиру на бюрократию, а некоторые на советский союз. С этого момента жизнь Маяковского пошла под откос.
В 1930 году поэту впервые не одобрили выезд за границу. На Маяковского обрушилась официальная критика.
Вскоре он умирает. Его наследие остаётся за роковой любовью Лилией Брик. Она хочет, чтобы наследие Маяковского жило вечно и обращается к Сталину. В своём ответе Иосиф Виссарионович называет поэта «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Письмо печатают в «Правде» и произведения Маяковского издаются в огромными тиражами, и его именем называются улицы и площади в городах.
Владимир Маяковский является поистине ярчайшим поэтом 20 века. Своей новой подачей, знаменитой «лесенкой» интонации, словами, которые передают все его чувства и эмоции он открыл новую дверь в поэзии.
Материал подготовил Александр Афонин