Культура Стиль жизни

«Мемологема» — миф или реальность? Как мемотворчество становится мифотворчеством

Цель редукции от означающего, производимой в абстрактных мемах, конечно, деконструкция его ценностной установки. Очередная акцентуация на равном онтологическом статусе инвариантов культурной дифференциации. Но на вариантах онтологической иронии или софистической остроты всё не заканчивается.

Семантика термина «мем», введенного Ричардом Докинзом в 1976, дифференцировалась за 30 лет достаточно широко, чтобы использовать только её актуальный аспект. Но недостаточно широко чтобы потерять корни. Поэтому мем мы имеем в виду сегодняшний (интернет-мем), но как никогда он будет отсылать к своим корням.

«Мем — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия. Которые сознанно или неосознанно передаются от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.»

Так же как миф о мировом древе пытался дать структуру мироздания это делают абстрактные мемы. Например, «паблик мемы про котов (по ржать)», даже больше: осознанно рисуют онтологическую картину и гносеологическую.

Мифологема, по сути, и есть старейший мем. Мемотворчество отличается от мифотворчества только осознанностью, что позволяет мемам быть первично юмором, а мифам первично мировоззрением.

Если традиционные мемы отражают реальную конкретную ситуацию, а форму ее меняют на смежную по принципу сравнения или метафоры. Абстрактные мемы боле мифологемы пытаясь традиционными мемами объяснить мироздание или какие-либо нишевые аспекты глобальности и культуры. Как бы предостерегают нас от глобализации традиционных мемов, создания новых и новых путей угнетения, стратификации и дискриминации. Абстрактные мемы и начинались как стёб над традиционными, со временем дифференцируясь до вариантов и пародии, и мифа. 

Такие периоды культура проходит со сменой эпох. В рассвет отражая себя в новых медиумах, а в кризис неразборчиво ища себя в этом корпусе отражений уже дифференцированных до догматичности некоторых. Отчего мифозрение так же откладывается и в культуре следующей эпохи, создавая репрессии в институтах и проблемы с масштабом восприятия обществом своих ценностей.

Следуя анализу сочлененности мема и мифа, можно представить два типа мемологем:

1. Мемологема (акцентуирующая мем в форме мифа) – это абстрактный мем, выполняющий функцию мифологемы. Но в отличие от неё, заключающий суждение не по отношению к окружающему миру, а по отношению к традиционному мему, в свою очередь отсылающему к частности реальности.

Важно, что абстрактные мемы – всегда пародия на оригинальные (в контексте — традиционные, для противопоставления), будь то по смыслу, форме или операторам.

2. Мемологема (акцентуирующая миф в форме мема) – это абстрактный мем, выполняющий функцию мифологемы. Заключающий суждение по отношению к окружающему миру как он подается в традиционном меме, в свою очередь отсылающему к частности реальности.

То есть: иронизируется либо феномен, либо высказывание.

Материал подготовил Илья Боровов

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *