Современные подростки проповедуют эстетику 90-х. Возвращаются олимпийки, рейвы и любовь к музыке Агаты Кристи. СССР в умах молодежи превратился в Атлантиду, островок свободы слова и поведения. Почему мы тоскуем по тому, чего не застали?
По статистике ВЦИОМ, среди всех республик бывшего СССР наиболее подвержена ностальгии Россия. Так же сильна она в Армении и Молдове, а Казахстан практически отказался от приверженности воспоминаниям. И всего 60% людей 18-24 лет не жалеют о распаде СССР. Это странный результат — респонденты родились намного позже и не застали советские времена. Для них прошлое стало мечтой о подушке безопасности.
Как отмечал когда-то журналист Николай Сванидзе, «это было время абсолютной свободы, которая была непредставима до и уже, я боюсь, не вполне представима сегодня. Институт средств массовой информации был независим от власти, был могуч, это была действительно отдельная власть. Телеканалы снимали правительство».
Романтическая ностальгия появляется из-за рассказов учителей на уроках истории, разговоров родителей и бабушек-дедушек о том, как раньше было хорошо. Мы слышим не о жесткой стратификации, крахе экономики и дефиците товаров, а об атмосфере, музыке, дискотеках, отсутствии безработицы и качественном образовании. У молодежи закладывается образ идеальной эпохи, формируется тоска по идеалу. Получается, что поколение сталкивается с бравадами о светлом прошлом и видит нынешние тяжелые времена, кризисы и разного рода ограничения.
Чувство свободы
Для молодежи 90-х это было самое свободное время: рейвы, отсутствие цензуры, чувство безмятежности и уверенности в будущем. Полное отсутствие кастовости: люди дружат друг с другом, невзирая на статусы. Музыка гремит из каждой колонки. Кислотного цвета топ или платье-футляр — надевай то, что хочешь.
Фильмы и сериалы
Даже те, кто никогда не жил в СССР, видели или хотя бы слышали о «Твин Пиксе», «Сексе в большом городе» и «Клане Сопрано». Без них не было бы сейчас Нетфликса и «Очень странных дел». Кажется, что тот кинематограф заложил основу всего, что выходит сейчас. Свобода самовыражения и амбиции способствовали рождению шедевров мирового кино.
Мода на 90-е популярна и сейчас: VHS-съемка, перезапуски блокбастеров и старые сюжеты мелькают в каждом новом фильме.
Новизна
Не секрет, что в 2020 году все страдают от пресыщения. Нас не удивляет ежегодно обновляющийся айфон, интернет или жвачка.
В 90-е радость приносили гамбургер, джинсы, приставка и компакт-диск. Своеобразная аскеза не только не вредила, но и помогала. Молодежь ценила вещи, технологии и жила по возможностям. Их восхищали журнал Vogue и Кейт Мосс, возможность позвонить другу или получить карточку из полароида спустя минуту после фото.
Мы живем в эпоху цифрового шума, избытка во всех областях и явного снижения ценности любой вещи. И в этом никто не виноват. Только благодаря глобализации мы без проблем можем купить косметику или джинсы с другого конца земли. Для нас уже нет ничего невозможного. Особенно, когда есть деньги.
Про 90-е есть анекдот:
«Идет человек по улице и встречает знакомого, который идет в одном сапоге.
— Ты что, потерял сапог?
— Почему потерял? Нашел!».
В то время все, по сути, жили в одном сапоге. Кто-то отдал второй ребенку или матери, кто-то — продал, у других его своровали. Но все почему-то были счастливы. По мнению историков, дело было в абсолютной уверенности в правильности отказа от тоталитарного прошлого и надежде на светлое будущее. Еще Винни-Пух говорил, что предвкушение чего-либо лучше самого события. Так и тут: вера друг в друга и счастливый мир заставляла жить в сказке (или хотя бы в нее верить).
Нынешние кризис и ограничения заставляют молодежь оборачиваться «назад». Ощущение беспомощности и безнадежности, разочарования в мире, возможностях и взрослении пугает. Поэтому психика тинейджеров пытается защититься: отрицает настоящее и жаждет вернуться в прошлое, к идеалам и образцам. Главное — понимать, что мода, как и все проблемы поколений, цикличны. Не существует идеального «вчера». Есть только мы и наше «сейчас» — такое же свободное, счастливое и интересное. Важно заполнить его контентом, контекстом и помнить о простом базисе ценностей, общения и уважения друг к другу.
Материал подготовила Алёна Александрова