В России Наука и технологии Образование

Академгородок 2.0: как в России возрождают науку

2019 год стал для российской науки переломным. По мнению специалистов, долгоиграющие конфликты и слухи о разгроме Российской академии наук поутихли. На авансцене теперь играют роль три важных национальных проекта, один из которых — «Академгородок 2.0». 

Прорыв федерального уровня, полигон научной жизни — так называют знаменитый район в Новосибирске. В 2019 году традиционный Академгородок претерпел изменения. Теперь маленький островок ученых в Сибири стал федеральным объектом. 

Взгляд в прошлое

Для того, чтобы полностью осознать важность изменений, стоит окунуться в историю. В 1957 году в двадцати километрах от Новосибирска был учрежден и построен «город внутри города» — место, где будут жить, работать и учиться светлые головы нашей страны.

Он стал катализатором научной мысли, основой улучшения экономики и ускорения технического прогресса. Тогда выдающиеся профессора, доктора наук и их подопечные выступали главным звеном между жесткой тоталитарной системой власти и котлом творческой мысли и свободы слова.

В итоге — блестящие идеи, важные открытия, и 40-80е годы XX века стали называться золотым временем СССР. Тут были созданы адронный коллайдер, первая в мире водородная бомба и схема полета в космос. Так, этот проект стал местом работы, жизни и силы студентов, преподавателей и самых авторитетных профессоров России в разных сферах.

Дальше — кризис. Недостаток финансирования, падение авторитета и статуса звания «профессор» и «доктор наук», «утечка мозгов». В итоге случился разрыв между эпохами. Результат — обвал численности молодых ученых и отсутствие интереса у молодежи к работе с теоретической базой.

В процессе размышлений о методах устранения проблем возник вопрос «Как теперь организовать не только научную, но и внедренческую деятельность?». Ответом должен стать стремительно развивающийся Академгородок 2.0.

Принципы развития проекта

Во-первых, процесс распределения работы между специалистами. Стратегия развития предполагает участие молодых специалистов в новых уникальных проектах и разработку глобальных изменений профессорским составом.

Во-вторых, обязательным должно быть внедрение студентов в разработку научных концепций. По словам ученых, только таким образом можно вырастить талантливых докторов науки из юных исследователей. Только сочетая теорию и практику можно говорить о бурлении научной мысли и сдвиге прогресса с мертвой точки.

Для проекта «Академгородок 2.0.» была разработана концепция «город-лес». В современных реалиях важно не только усердно трудиться, но и жить в экологически чистом и благоустроенном районе. Инфраструктура, постмодернистский стиль обустройства территории, парки и скверы, разнообразие досуга — вот, что помогает ученым отвлечься от научной мысли в свободное время. Работа и отдыха обитателей Академгородка должны быть комфортными, цельными и принципиально сосредоточенными на одной территории. 

В итоге, главной целью проекта назовем не только приумножение научного потенциала. Вместе с этим перед учеными и экономистами стоит задача развития полноценной внедренческой системы.

Важно создать схему улучшения науки и понять, как именно должна быть реализована программа. Лучше всего подойдет система Дэна Сяопина — «искать брод, нащупывая камни». Необходимо методично подбирать принципы осуществления деятельности и корректировать процессы сразу после неудач. «Академгородок 2.0.» уже начал проводить эксперименты в этой сфере.

Столица российской науки должна стать началом новой эпохи — золотого времени 2.0. экономического и технического прогресса.

Материал подготовила Алёна Александрова

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *