«Звёздные войны: Скайуокер. Восход» в кино с 19 декабря.
Проходит год после выхода в свет сюжета «Последних джедаев». Первый Орден всё ещё зачем-то преследует разбитых повстанцев. Повстанцы всё ещё «повстанцы», хотя Империя пала, а новые власти на их стороне. Тем временем, из вакуума появляется знакомый всем экс-император. Шив Палпатин, достает из широких штанин флот кораблей, которые могут взрывать планеты. «Это безумие!» – скажете вы, «это наши ЗВ» – ответит Disney.
Перед Джей-Джей Абрамсом стояла сложная задача. Ответить за все ляпы, допущенные им и Райаном Джонсоном при создании первых двух частей новой трилогии. А ляпов было ого-го. Трилогии, которую рвало между самоповторами, комиксами и модой – пришлось несладко. Фанаты франшизы обрушились с критикой на первую часть. А от второй отвернулись даже те, кому первая более-менее зашла. Диснеевские «Звёздные войны» ненавидели абсолютно за всё. Слабый сюжет, забивание на канон, паразитирование на ностальгии, «мерисьюшность» и треклятая политкорректность. Большинство логических дыр Абрамс очень глупо, но закрыл. Но это не свидетельство того, что он исправил всё остальное и кино вышло хорошим.
Как вы уже догадались из начала статьи, фильм испытывает серьезные проблемы со сценарием. Абрамс сконцентрировался на выдёргивании сюжетных сорняков Джонсона настолько сильно, что совсем забыл о самом фильме. Весь метр Абрамс дотошно по списку гасит анонсы второй части. Само же кино идёт по дефолту очень глупого претенциозного фанфика. Создатели картины хотели избежать потери духа и стиля оригинального произведения. Оно и понятно: никто на самотворчество без приманки деньги нести не будет. Чтобы избежать потери связи с оригиналом — массово плагиатили сюжетные ходы и героев старых фильмов. Но не вышло, подмену заметили и закидали тапками. Актёры Хана Соло и Люка Скайуокера (Харрисон Форд и Марк Хэмилл) ещё на начале трилогии нелестно высказывались о том, что Disney делает с творением Джорджа Лукаса. Каких только денег стоило изменить их мнение, чтобы они прекратили отпугивать зрителей.
За нелепым плагиатом кроется безобразие и лень галактических масштабов. Раньше у Империи была станция «Звезда Смерти» – ультимативное оружие, уничтожающее планеты. Одно его наличие гарантировало власть над всеми. Только поспорь с Палпатином и завтра увидишь эту станцию у берегов своей Беларуси. Её долго строили и сильно оплакивали, когда всё взорвалось. Что у нас в новой трилогии? – да просто на задворках завалялся целый флот кораблей, каждый из которых способен уничтожать планеты. Вот так загнули. И для чего нужна была тогда громоздкая «Звезда Смерти»? В общем, не задавайте вопросы. Надейтесь, что режиссёр ознакомился с фильмами до новой трилогии. Надежда умирает последней.
Если говорить о действующих лицах, то всё не менее плачевно. Рэй (Дэйзи Ридли) возводит в апогей всё то, за что её не любили по первым двум частям. И бог с ней, если она просто «сильная и независимая». Этим никого не удивишь с 70-х. Подобных героинь в «Звёздных войнах» всегда было в достатке. Сразу на ум приходят Лея Органа и Падме Амидала, которые быстро переходили от политики к бластеру. Главная проблема персонажа Ридли заключается в её безграничной ограниченности. Она может буквально всё и без обучения. Говорить с дройдами, чинить звездолёты, лечить живых, воскрешать мёртвых и новичком уделывать на мечах мастеров фехтования. Из-за этого за ней невероятно скучно наблюдать. Ведь главный герой из неё, с точки зрения драматургии – ужасен. Мы не видим становления, не видим развития, ни морального ни личностного. Всё, что у нас есть – это бесконечные крупные планы тужащейся Дэйзи Ридли, от которых со временем становится как-то неловко.
А ведь главные герои всегда были козырем звёздной саги. Энакин и Люк Скайуокер принципиально разные, но одинаково интересные протагонисты. Зритель был свидетелем их становления, бесконечных проб и ошибок на протяжении трёх фильмов на каждого. Люк Скайуокер в исполнении Марка Хэммила за свои три фильма из деревенского парнишки стал кем-то вроде Иисуса в своём мире. И зритель видел, как это было, видел слёзы и ярость, провалы и работу над ошибками, смирение и взросление. Хейден Кристенсен за свои три эпизода показал обратный путь героя. От благих намерений спасти свою любовь до окончательного саморазрушения и жажды силы. Если продолжать аллегории, то он, напротив Люку, сродни падшему ангелу.
И после таких драм мы получаем Рэй – героиню, которая за те же три фильма так и осталась скучной картонкой. Она не вызывает никаких реакций кроме тошноты от чрезмерной идеальности. Рэй – местная богоизбранная, что никогда не ошибается, всё умеет из воздуха и всегда всех спасает. Глупо было надеяться, что нам покажут её рост во втором и третьем фильме, проигнорировав это в первом. Во втором она вроде как прилетела учиться, но в итоге сама всему научилась, а потом учила и мастера (хах, что?). В третьем она уже просто танк, без спойлеров, так и понимайте. Фанаты, разбирающиеся в каноне, делают харакири световым мечом от того, что исполняет Рэй в третьем фильме.
И что же можно сказать о других героях, когда столько слов ушло на Рэй? Да ничего. Зрителю по меньшей мере будет наплевать на них. Даже маленькая самостоятельность персонажей первых двух фильмов исчезнет и все они станут придатком великой Рэй. Помните, как вам было интересно наблюдать за Ханом и Леей в Облачном городе, пока Люк был с Йодой? Забудьте. Финн, По и остальные – делают что-то неинтересное, а потом их спасает Рэй. Хотя первая часть обещала что-то особенное для Финна, но потом всё как-то замялось. И проблема тут даже не в актерской игре Джона Бойега или Оскара Айзека. Просто сценарий решил, что вам не нужны другие герои, когда есть Рэй. Они рисуют обычный шаблон команды друзей. Правда, никто нам не показал формирование этой команды единого из противоположного, как это было в оригинальной трилогии. В Disney не нужно взаимодействие, нужно просто сходу принять, что они друзья и всё на этом.
Не сказать, что живой, но вроде и не мёртвый персонаж Адама Драйвера. Кайло Рен несказанно повезло из-за чести быть большим любовным придатком Рэй. Только в этой линии он и развивается. Герой, который так ярко проявил себя в первом фильме, заслуживал собственного раскрытия, а не придачной рефлексии. Напомню, что единственный Скайуокер в этой картине – именно он, Кайло Рен. Бен Соло – внук Энакина Скайуокера, племянник Люка Скайуокера и сын Леи Скайуокер. От того, как мошеннически Рэй отнимет у него и это, впадёт в ступор даже подготовленный к эгоизму зритель. В остальном же герой Драйвера как-то вяло функционирует, марионеточно выжидая нового кукловода. Иногда выдает экшен-сцены и сливается, когда дело доходит до финального босса. Не гоже, чтобы кто-то кроме Рэй был крутым. Можно быть крутым, но в меру, не переходя дорогу великой и могучей.
В принципе, за это многие зрители и окрестили фильм дутой фем-агиткой. Не за «сильную и независимую», а за неравномерное распределение подвигов. Внимательные «аналитики» из комментариев заметили, что на протяжении всей трилогии мужские герои выглядят бесполезно. Они способные только мешать, пока под чутким женским управлением не выдадут среднюю пользу. Ну или мужчины-злодеи, да, куда без этого. Даже карикатурный рейх для таких сколотили. Если говорить не о средних делах, а больших подвигах, то их просто нет. Неприемлемо даже деление 50 на 50, все глобальные крутые дела только героиням, только хардкор. Такова главная претензия к несправедливой социальной справедливости фильма. О ней нельзя было не упомянуть в ключе причин зрительской ненависти. Соглашаться с ней или нет – дело сугубо личное. На мой взгляд, не имеет смысла искать или опровергать чьи-то политические амбиции в этой трилогии – она и без этого очень громко провалилась. Фанатам франшизы эти фильмы знатно испортили все каноны. Новая аудитория, на которую и метил Disney – просто не интересуется «Звёздными войнами».
Если забить на отмороженный сюжет, сумасшедший сценарий, мертворожденных персонажей и прочие гадости современного массового кино, фильм можно посмотреть ради приятной картинки. Вот уж что правда стало лучше в сравнении с первым фильмом трилогии, так это локации и пейзажи. Странно конечно хвалить продукцию богатейшей корпорации за качественную картинку. От Disney это уже само собой разумеющееся. Однако первый фильм ведь провалился по части локаций – была проблема, спустя два спин-оффа и один эпизод проблема была исправлена. Прогресс на лицо.
Материал подготовил Алексей Савельев