На Netflix вышел фильм Фернанду Мейреллиша о римских папах Бенедикте XVI и Франциске.
Netflix не перестаёт радовать киномана. Целых четыре картины подписочного сервиса: «Ирландец», «Брачная история», «Меня зовут Долемайт» и собственно «Два папы» были номинированы на лучшие фильмы года на «Золотом глобусе».
Бразильский режиссёр Фернанду Мейреллиш («Город Бога») по сценарию и пьесе Энтони Маккартена («Богемская рапсодия») снял двухчасовую разговорную полудраму полукомедию о том, как два высших лица в католической церкви спорили о традициях и реформах, исповедовались друг другу в грехах и запивали «Фантой» пиццу.
Фильм основан на реальных событиях. И наверняка люди, которых злит вольное обращение с историей будут этой картиной недовольны. Но всё-таки Мейреллиш и Маккартен сняли художественное произведение. Зрителю важны посыл и подача, а не реальная история.
Кардинала-архиепископа католической церкви Хорхе Бергольо срочно вызывает в Ватикан римский папа Бенедикт XVI. Бергольо (Джонатан Прайс) и Бенедикт (Энтони Хопкинс) – диаметрально противоположные люди. Противоположные буквально во всём.
Бергольо – популярный и демократичный архиепископ, который занимает высокий пост и не гнушается проводить мессы в самых бедных и неблагополучных районах, общается с людьми без охраны и в целом ведет простой и скромный образ жизни. Он открыт для перемен и не боится интерпретировать Библию в отрыве от устоявшихся канонов Церкви.
Бенедикт XVI (до посвящения в сан Йозеф Ратцингер) – непопулярный и консервативный почитатель строгих догматов Церкви. Он живёт в роскоши, в закрытой резиденции, под присмотром охраны и не проводит мессы. Все последние годы его преследуют неудачи и скандалы, в частности дело о священниках-педофилах. Из-за этого авторитет Папского престола неуклонно падает.
Фильм строится на этом противостоянии. Естественно, Мейреллиш-Маккартен призывают людей к переменам, не бояться реформ, быть терпимыми и человечными. Это противостояние становится нескучным и динамичным благодаря блестящим актёрским работам Прайса и Хопкинса, которые в этом наградном сезоне, наверняка, в обиде не останутся.
Сценарий Маккартена, построенный почти целиком на разговорах – динамичный и не провисает. Оживляет фильм структура сюжета: важные споры на общечеловеческие темы чередуются с приземлёнными, нередко комичными сценами. Например, Папа советует Хорхе посмотреть «Комиссара Рекса», а Бергольо предлагает включить футбол.
Динамика постановки не даст заскучать. Мейреллиш часто снимает ручной камерой, чередует стили. Современность может быть подана как телевизионный репортаж, так и дорогой-богатой режиссурой, как у Соррентино. Прошлое – в чёрно-белом спектре и с квадратным разрешением кадра 4:3, как у Павликовского.
«Два папы» кино неплохое. Оно нетривиальным образом обсуждает современные проблемы, которые близки даже неверующему. Приковывает к экрану постановкой и отличной игрой Прайса и Хопкинса. «Папы» на грядущем «Глобусе» получили номинации на лучших актёров, сценарий и фильм-драму. В общем-то заслуженно.
Материал подготовил Вахрушев Иван