Культура Рецензия

«Аванпост»: всё или ничего

Российский фантастический боевик вышел на большой экран 21 ноября.

Российская фантастика в прокате – всегда неожиданный гость. Все знают, что она существует где-то, но никто не подозревает, насколько близко. Так в 2017-м на экраны громко ворвались «Притяжение» и «Защитники». Громко врываться – это такая же традиция нашей фантастики, как её менее гласная традиция – тихонько уходить. «Аванпост» нарушает обе.

Помните ли вы, как мир узнал о «Защитниках»? О да, это же та самая рекламная кампания. Знаменитый медведь и (уже запатентованный) «наш ответ Голливуду». Теперь вспомните: как вы узнали про «Аванпост»? Кто-то увидел трейлер в общем потоке рекламы в кино, кому-то рассказали друзья. Кто-то, как автор этого материала, рефлекторно закрыл рекламный трейлер на YouTube, только через минуту осознав, что «что-то произошло». Вот так скромненько и появился наш «Аванпост» от режиссера «Гоголя» и сценариста «Чернобыля» при содействии ТВ-3, Газпрома и Минобороны.

Сюжет

Расклад такой, солдат: «Как вы уже знаете, 24 дня назад что-то произошло». Этими словами, ещё трейлер честно сказал всё, что вам нужно знать о сюжете картины. «Что-то произошло» и почти вся планета стала замкадьем Москвы. Что-то произошло и от человечества осталось 0,5% людей, застрявших в декорациях «Бегущего по лезвию». «Что-то произошло« и военные вынуждены отхватывать люлей от одного и того же, но чего конкретно – никому непонятно. Если вы не поняли ничего из описанного – не паникуйте: это не ляп, всё запланировано.

У сюжета действительно есть свои странности. Золотое правило: «показывай, а не рассказывай» – было очень своеобразно интерпретировано создателями картины. Мы видим, что 90% фильма персонажи ведут себя как при допросе на полиграфе – солгать нельзя, но можно говорить размыто. Из-за этого многие зрители отметили «время неведения» как недостаток. Оно тянулось так долго, что в какой-то момент интерес пропал вовсе.

Немногословность героев о деталях сюжета – плюс. Но раз герои молчат, нужно доносить информацию другим способом. «Аванпост» так не думает, и футболит зрителя 2,5 часа по 4 основным сюжетным линиям. Результат – не получилось углубиться ни в одну. Но не переживайте, в конце даже фильм устает от себя и решает вкратце на словах объяснить всё происходящее и быстренько закончиться. Что выглядит тоже плохо. Ведь объяснить в нём нужно много. 4 главных героя, ещё 5 второстепенных. Каждый со своей историей, один хочет спасти сестру, второй доказать что-то своему отцу. 

О чём вообще «Аванпост»?

Итак, мы переходим к тематической составляющей картины. О чём вообще «Аванпост»? – ответить сложно. Фильм сначала копирует «Бегущего по лезвию» молодого Ридли Скотта с рассуждениями на тему человека и человечности. Затем резко меняет курс на «Прометея» уже современного Ридли Скотта. Претенциозно разглагольствуя на божественные темы со всеми вытекающими последствиями. Но фильм не окрестили бы монстром Франкенштейна, если в нём было всего 2 скопированных кино. Такую оценку он получил за то, что связь несвязуемого он решил прикрыть повальным количеством мишуры и гирлянд, за которыми никто не должен заметить обмана. За эту «хитрость» зрители оценили картину, как перенасыщенную обрывками.  

Большое количество персонажей лишило сюжет возможности нормально раскрыть хотя бы одного. Не помог даже опытный каст в лицах Петра Фёдорова, Лукерьи Ильяшенко, Алексея Чадова, Светланы Ивановой и Ксении Кутеповой. Чувствуется, что актёры уже интуитивно знают свои образы и находятся на своих местах. Но когда дело доходит до разговоров, безупречную актёрскую игру обливают холодной водой из ведра сценария. Из-за чего растут градус бреда и желание смотреть фильм без звука. 

Ограниченность времени на каждого героя, сценарист лечит закидыванием анонсами. Каждый герой пытается успеть зачитать пафосный монолог и анонсировать в нём ещё по 3 темы. Так вбросились и никак не раскрылись смежные фильму идеи. Например, антиутопичная иллюзорность врага и экзистенциальная природа человека. Уверен, читатель согласится, что когда в закрывающуюся кастрюлю добрасываются: комплекс неполноценности, конфликт родителя и ребёнка, абьюз в отношениях, фатализм, аллюзии на митинги и двуличность СМИ – получается нечто не к месту претенциозное и скучное. Фильм пытается поговорить обо всём, но внятно не говорит ничего. Своеобразная химера, в которой так много лишних идей. И малейшее телодвижение ведёт к развалу всей конструкции. Увы, зрители заметили тяжесть и неподвижность картины.

«Планировали сериал, а вышел фильм»

Однако! Изначально продюсеры ТВ-3 анонсировали сериал. Да, именно полноценный сериал. В таком случае всё сразу встаёт на свои места. Изложенные картиной идеи прекрасно вписываются и расцветают множеством сюжетных линий в многосерийной драме, нежели в полном метре. Возможно, через формат сериала удалось бы отойти от костылей Ридли Скотта и выразить уникальную идею, через полноценное раскрытие тематических анонсов. 

Коммерчески успешные примеры сериалов, где множество героев с кучей проблематик, долго искать не приходится. Например «Игра престолов» или «Ходячие мертвецы». Что до нашего «Аванпоста»: он героически пал жертвой формата. Создатели картины решили целиком переложить банкетный торт в маленькую мисочку и ожидаемо уронили почти весь десерт. 

Достаточно ли зрителю того, что получилось? Отчасти. Если закрыть глаза на лишние элементы, которые никак не развиваются, кино представляется достойным представителем жанра блокбастер. Напряжение, интересный сайфайный бекграунд, качественный экшн, гармоничная картинка, средний сюжет и замечательная актерская игра – всё на месте. Кино было бы идеально сбалансировано, если бы не пыталось состроить из себя всё и сразу. Подобные замашки хороши для сериала, но в рамках фильма абсолютно невыполнимы.

Материал подготовил Савельев Алексей

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *