В Москве В России Культура Москва Музыка

«Я хочу играть так, как чувствую»

4 декабря в Московской филармонии прошел концерт, посвященный 95-летию со дня рождения Леонида Когана.

Исполнял программу Московский государственный академический оркестр под управлением главного дирижера Павла Когана, сына знаменитого скрипача. Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году и является одним из старейших симфонических оркестров России. С начала работы под управлением Павла Когана в 1989 году, оркестр преобразился. Дирижер реформировал репертуар коллектива, а также изменил состав музыкальной литературы. МГАСО заслужил любовь и уважение, как Российской публики, так и зарубежной. Сегодня оркестр занял неоспоримое место коллектива мастеров высокого уровня.

Концертная программа состояла из двух отделений. В первом отделении со сцены звучала симфония ре минор Сезара Франка, состоящая из трех частей. Во втором отделении был исполнен Камиль Сен-Санс – концерт №1 для виолончели с оркестром ля минор, соч.33 и Морис Равель – хореографическая поэма «Вальс» ре мажор, М 72.

Сезар Франк говорил, что «сущность музыкального произведения в его идее, она душа музыки, а форма – только телесная оболочка души». Симфония ре минор стала одной из самых выдающихся сочинений композитора. Вопреки традициям жанра, симфония была написана в трех частях. Каждая из частей обладает отличительными особенностями, однако все произведение пронизывалось интонацией вопроса, развивающей сюжет драмы. Первая часть симфонии – Lento. Вся мелодика пропитана вопросительно-печальной интонацией, ограненной в форму плавности. Из темы медленного вступления развивается драматичная и напряженная мелодия. Однако, вопросительно-тревожные интонации не утихают и сопровождают основную тему. Вторая часть — Allegretto – лирический центр сочинения. Главными здесь становятся две темы, сменяющие друг друга. Задумчивой теме с оттенком грусти противопоставляется мечтательная и нежная партия кларнета, вносящего свет в палитру мелодики. Третья часть симфонии – Allegretto non troppo – финал композиции. Она объединила и противопоставила в себе драматизм первой части и лиричность второй. Тема третьей части отличается торжественностью и динамизмом. Минор сменяется мажором, темы светлы. Это самая уверенная и яркая тема.

Второе отделение оркестр открыл исполнением концерта №1 для виолончели. Соло на сцене исполнил Александр Рудин, виолончелист с мировым признанием. Камиль Сен-Санс вместо трехчастного цикла композиции использовал одночастную форму. Именно поэтому сочинение делится тематическими связями внутри, между разделами. Начало сочинения развивается стремительно, волнующе и порывисто. Тема виолончели раскрывается в ходе ее рассказа, который подхватывает оркестр. Так, скрипка, подхватывая экспрессию виолончели, отвечает ей светлостью и спокойствием. Первоначальная печальная и напряженная тема виолончели становится яркой, но мелодичной, лишь изредка разбавляя торжественность оттенками грусти прошлой темы.

Финалом концерта стал хореографическая поэма «Вальс» ре мажор М 72. Морис Равель подчеркивал, что это сценическое произведение. Однако это произведение чаще звучит в симфоническом репертуаре, чем в сценических постановках. Не стало исключением и его исполнение на сцене Московской филармонии. Этот вальс стал не просто танцем, а его стихией. Танец сменялся от грациозности к напряжению. Нежным мотивам противопоставляется взвинченность и неустойчивость. Казалось, что главными на сцене были не музыканты, а сам вальс. Взаимодействие между инструментами сменялось их борьбой. Столкновение тем вело к развитию новых, все это до последних нот держало разум в замешательстве.

Материал подготовила: Богданова Мария

Фото: https://www.binoculars-travel.ru/julija-lezhneva-v-koncertnom-zale-chajkovskogo-2019/attachment/zal-chaikovskogo/

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *