Культура Рецензия

СМЕРТОНОСНОЕ СЧАСТЬЕ

Фильм «Малыш Джо» вышел на российские экраны 21 ноября. Яркая научно-фантастическая драма Джессики Хауснер уже получила золотую пальмовую ветвь за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Попробуем понять, на чём ещё держится картина, помимо актерской игры.

Селекционер Элис (Эмили Бичем) вместе с коллегой (Бен Уишоу) создаёт невероятной красоты цветок. Если правильно за ним ухаживать, его аромат делает владельца счастливым. Элис влюблена в своё творение, она даже называет цветок «Малыш Джо», в честь сына, которого воспитывает одна. Ее коллеги не разделяют этого энтузиазма: «Малыш Джо» убивает другие растения, выделяя слишком много пыльцы. Элис несёт опасное творение домой для наблюдения, но не сразу замечает, что растение странно влияет на сына. 

У такого сценария был большой потенциал, но реализовать его не получилось. «Малыш Джо» хорош только в визуальном плане. Композиция каждого кадра и сочетание цветов на высоте. Ярко-красные цветы, рыжеволосая Элис, теплые цвета в её уютной квартире, мятные халаты ученых – детали сочетаются друг с другом даже в мелочах, что порадует любителей красивой картинки. 

Картину можно похвалить за создание настроения, которое близко каждому. Мы видим мир со стороны Элис. Это не самые радужные будни: работа изо дня в день, неловкие отношения с коллегами и чувство вины, что мало времени уделяется сыну.

Ещё один плюс фильма – напряженная атмосфера. Постоянное ощущение замкнутого пространства. Действие происходит в Лондоне, и сюжет часто выходит за пределы лаборатории. Но зрителю всё равно будет казаться, что его загнали в угол. 

Сюжет «Малыша Джо» интересен проблемой выбора: мать-трудоголик мечется между двумя огнями, сын или научное открытие. И в итоге делает выбор не в пользу сына. Несмотря на то, что растение может быть опасно, Элис приносит «Малыша» в квартиру. На тот момент цветок уже начал показывать странную активность, но её это не останавливает. Легкомысленно для ученого, который должен предугадывать все риски. Сценарный просчет? Может, нам хотели показать, что работа для героини важнее сына? Но нельзя сказать, что ей абсолютно всё равно. Элис ходит к психологу и пытается анализировать свои чувства. Она могла бы отправить Джо на воспитание к бывшему мужу, но не делает этого. То есть сын для неё все же важен. Или она хочет думать, что важен? Получается довольно запутанная история чувств матери. Это и плюс, и минус, потому что зритель не всегда понимает, когда Элис поступает так, как хочет, а когда – потому что так «правильно» для общества. Но следить за этим интересно. Возможно, именно цветок раскрывает зрителю настоящую Элис, которая хочет заниматься наукой и не думать ни о чем другом. Актриса Эмили Бичем отлично передаёт внутреннюю борьбу женщины, которая вынуждена выбирать между мечтой и долгом. Её персонажа хочется анализировать. 

Проблема картины и в том, что она пытается быть и триллером, и драмой, но её нельзя назвать даже чем-то средним. Фильму не хватает остроты и глубины. Зритель может проникнуться главной героиней, но на проблемы других персонажей (и мальчика Джо, в том числе) ему будет плевать. И даже когда цветок начинает порабощать людей и они становятся безликой массой, зрителю плевать вдвойне. Мы не можем сочувствовать героям, которые были безликими ещё до того, как их разумом завладели цветы. 

Пугающих моментов в фильме практически нет. Единственное, что реально пугает – это саундтрек. Если бы авторы не побоялись в урон спокойно-угрюмому настроению кино, добавить крови и жести, то «Малыш Джо» был бы намного интереснее. Элис можно было сделать холоднее и жестче, Джо представить не милым мальчиком 10-12 лет, а трудным подростком, которому не хватает внимания. Если бы в фильме был жизненный конфликт, то сценарий заиграл бы по-другому и зритель проникся бы больше. 

В итоге мы получили потрясающую в визуальном плане, но слабую по накалу страстей драму о том, что такое счастье и как оно связано с нашей индивидуальностью. Важно ли окружающим то, какими они нас видят или никто не обратит внимания, если что-то изменится? Что лучше: быть «пустым», но счастливым или страдать, оставаясь собой? На все эти вопросы зритель сможет найти ответы, но финал оставит осадок —  можно было лучше. 

Материал подготовила Тимошина Анна 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *