Как Москва спасается от экологической катастрофы
Проблема бытового мусора буквально оглушила Подмосковье в прошлом году. Ядрово, Коломна, Сергиев Посад, Руза, Сычево – весьма скромный перечень историй о горожанах, которые вынуждены задыхаться в собственных домах. Основной производитель твердых бытовых отходов (ТБО) – город Москва, однако жители столицы ощущают проблему не так остро, как Волоколамцы или Коломчане.
Как решить «мусорную проблему крупнейшего мегаполиса страны, не навредив соседним регионам? Усиление нормативно-правового контроля
8 млн тонн отходов – такой объем отходов, по данным «Афиши», ежегодно скапливается в столице. Это размер приблизительно полутора тысяч девятиэтажных домов, а в «эквиваленте» среднего полигона – 2000 свалок.
Причина таковых масштабов, вероятно, кроется в пробелах законодательства: из-за неразвитости механизма лицензирования незаконные свалки плодятся как грибы. По данным Генпрокуратуры, основными нарушениями по части природопользования за 2012 год оказались отсутствие лицензий и специальных паспортов, а также самовольное использование земельных участков под размещение отходов.
К слову, география утилизации ТБО постепенно расширяется. Так, в октябре 2018 года в СМИ появилась информация о новом экотехнопарке «Шиес» близ Архангельска, где будут захоронены 10 миллионов тон бытовых отходов.
Но данный способ очищения столицы отнюдь не решает проблему, а лишь усугубляет ее. Власти рискуют пойти по «ядровскому» сценарию: уже с августа жители соседних с Шиесом поселков проводят митинги и акции протеста4.
Как отмечают исследователи университетов и РАНХиГС и МГУ в сфере экономики и природопользования, лицензирование деятельности «мусорной сферы» имеет природоохранные значение. Соблюдение правил утилизации и захоронения отходов предпринимателями позволит оздоровить экологию Москвы и
Подмосковья. «Государство путём совершенствования действующего законодательства в сфере обращения с отходами должно обеспечить непрерывность, самоокупаемость и безопасность для окружающей среды всех этапов обращения с отходами», – говорится в исследовании.
Вопрос усиленного нормативно-правового контроля лицензий на утилизацию ТБО пока что остается нерешенным, однако сохраняет свои значение и актуальность. В июле 2018 года издание «Daily Storm» публиковало серию материалов, посвященных махинациям мусоротранзитных компаний6.
Мусоропереработка и раздельный сбор отходов
Казалось, логичным выходом из ситуации видится вторичная переработка мусора, однако и здесь существуют проблемы. Главная из них — неразвитость инфраструктуры по мусоропереработке.
По словам Представителя министерства промышленности и торговли РФ Павла Серватинского, на дальнейшую переработку поступают лишь 5-9% производимых отходов. По его словам, создавать заводы по переработке мусора невыгодно — установленные сейчас тарифы покрывают лишь вывоз мусора и его захоронение.
Однако данные соцопроса «Левада-центра», показывают, что большинство россиян готовы сортировать мусор, если рядом с их домом появятся сортировочные контейнеры. Так, инициативу раздельного сбора отходов поддержали 57% россиян.
Всего 6% россиян уже сортируют мусор. Причина столь малых масштабов кроется в неосведомленности людей о том, куда и как нужно утилизировать отходы. Результаты опроса показали, что три четверти населения страны не знают, где в их городе находятся сортировочные баки.
Еще одним полезным методом избавления от отходов является установка диспоузеров (измельчителей, вмонтированных в раковину). Однако их популяризация также требует значительных, а главное, — системных усилий. В столице расположено довольно большое количество контейнеров и пунктов сбора: их можно найти в любом районе Москвы. В СМИ регулярно появляются публикации об установке баков в общественных местах, например, парках и скверах.
Однако принятые меры не способны устранить проблему в одночасье: параллельно с появлением новых баков возникли «трудности логистики». Как пишут «Известия», в Хорошевском районе раздельный сбор отходов требует от жителей реальных усилий — чтобы подобраться к контейнеру-сетке, нужно либо отодвигать тяжелый мусорный бак, либо проявлять чудеса ловкости.
Сжигание мусора
Существует и еще одна альтернатива – сжигание ТБО. На сегодняшний день на территории столицы действуют три мусоросжигательных завода, способных перерабатывать более 1 млн. тонн отходов в год. Простой арифметический подсчет показывает, что если каждый из трех заводов сможет утилизировать хотя бы 2 миллиона тонн, то от основной массы весом в 8 миллионов можно избавиться.
К тому же, современные разработки по сжиганию мусора значительно более безопасны с точки зрения экологии, чем свалки. В настоящее время технологии позволяют проводить эффективный процесс дожигания органических соединений таким образом, что в срезе трубы завода их концентрация не превышает ПДК — предельно допустимой концентрации.
Комплексное воздействие
Вероятно, избавляться от ТБО раз и навсегда, не отправляя их в ближнее или дальнее паломничество – вполне разумный метод борьбы за чистоту города. Но не единственный: потенциально выгодной стратегией может оказаться развитие института лицензирования предпринимателей, ведущих деятельность по сбыту отходов, а также решение мелких проблемных ситуаций на местах, более системное и скрупулёзное, а не формалистское отношение к данному вопросу.
Важнейшим шагом должна стать популяризация сортировки мусора, как на уровне информирования граждан, так и в форме развития соответствующих законодательных инициатив.
Материал подготовила: Волошина Дарья