В Москве Культура

Весна — время прекрасного

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке приготовилась к четырехмесячной осаде: на это время два этажа Инженерного корпуса станут «резиденцией» Зинаиды Серебряковой.  В 2014 году Третьяковка уже устраивала ретроспективу зарубежных работ художницы в помещении на Крымском валу, и ажиотаж вокруг той выставки подсказал руководству музея, что настало время для полномасштабной экспозиции. Для посетителей она открывается 5 апреля и продлится до конца июля. 8 и 22 апреля, а также 13 мая состоятся образовательные лекции о ее творчестве.

Третьяковка собрала со всего мира более 200 картин и рисунков, охватывающих все периоды творчества одной из главных женщин русского изобразительного искусства. В частности, здесь представлены работы из французского наследия Серебряковой, которые ранее никогда не экспонировались в России. Нынешний показ обещает стать самым полным с 1986 года, когда в Москве прошла первая персональная выставка художницы.

Зинаида Серебрякова прожила долгую яркую жизнь, больше половины которой пришлось на эмиграцию. Этот период был непростым в российской и мировой истории: революция, две мировых войны. Неслучайно ее ретроспектива проходит в столетие 1917 года — эта дата стала роковой для Серебряковой.

Революция навсегда разделила личную и творческую жизнь Серебряковой на «до» и «после». Потеря любимого мужа — Бориса Серебрякова, разрушено имение в Нескучном. Художница осталась одна с четырьмя детьми, больной мамой, без средств к существованию.

Несмотря на все тяготы послереволюционного периода, проведенного в Петрограде, картины Серебряковой тех лет — это женский мир, прежде всего портреты ее детей. В 1924 году ей пришлось навсегда расстаться с двумя из них: получив заказ на изготовление декоративного панно, Серебрякова выехала во Францию и уже не смогла вернуться. Советские власти разрешили отправить к ней только младших детей — Александра и Екатерину.

Во Франции она, также, как и в России, не вошла в местные художественные круги, хотя, чтобы посылать деньги маме и детям, очень много писала, зарабатывая на жизнь частными заказами.

В этот период в ее творческом «мире без мужчин» появились портреты знаменитых парижских эмигрантов. Они занимают значительную часть нынешней выставки в Третьяковке. Наряду с уникальными бельгийскими панно, которые долгое время считались утраченными во Второй мировой, и серией марокканских этюдов эти работы дают наиболее полное представление о зрелом творчестве Серебряковой.

Все же главными в этой экспозиции остаются работы русского периода. Создаётся впечатление, что кураторам выставки удалось соединить два периода жизни художницы, пусть и в рамках одной экспозиции.

Материал подготовила: Арутюнова Ксения

Источники: www.vedomosti.ru

www.ria.ru

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *